• 2 сентября 2022 13:12

    Первая в мире ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла в рейс

    В начале октября 41-я арктическая дрейфующая полярная станция начнет свою работу

    Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» проекта 00903 постройки АО «Адмиралтейские верфи» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации, ОСК) 1 сентября 2022 года вышло в первый рейс. Перед выходом на научно-исследовательском судне прошла церемония поднятия российского флага. В мероприятии приняли участие руководитель Росгидромета Игорь Шумаков и директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров, сообщает пресс-служба института.

    ЛСП «Северный полюс» предназначена для проведения круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно прибывает к месту дрейфа по воде или тонкому льду, затем вмораживается в лед и может до двух лет дрейфовать вместе с ледяным массивом.

    На борту нового судна в Центральную Арктику отправится экспедиция «Северный полюс-41», которая станет продолжением легендарной отечественной программы дрейфующих полярных станций, заложенной в 1937 году четверкой полярников под руководством Ивана Папанина.

    «Экспедиция стартует в середине сентября из Мурманска и отправится на восток, в сторону Новосибирских островов. К месту вмораживания платформа должна добраться примерно за две недели. В начале октября 41-я арктическая дрейфующая полярная станция начнет свою работу. Вокруг судна будет развернут научный лагерь, часть исследований будет проводиться на борту, для этого на платформе обустроено 15 научных лабораторий», ‒ рассказал Александр Макаров.

    По словам руководителя Росгидромета, впервые российские ученые смогут использовать судно в высоких широтах Северного Ледовитого океана и в безопасных условиях проводить долгосрочные исследования. Информация с Северного полюса важна для изучения климата, льдов, прокладки маршрутов по Северному морскому пути (СМП), для обеспечения гидрометеобезопасности.

    На платформе будут проводить геологические, акустические, геофизические, океанографические и другие исследования, необходимые, в том числе для обеспечения безопасности судоходства по СМП. «В корпус судна встроены специальные датчики, учитывающие воздействие от сжатия льда. Это очень важно, так как одна из основных задач нашего института обеспечивать прогнозами навигацию на Севморпути. С возрастанием грузопотока в арктических морях роль гидрометеорологического обеспечения для безопасного судоходства заметно возрастает. Немалое значение имеет и эффективность проводок, ведь один и тот же маршрут судно может пройти с большими и меньшими энергозатратами, а от этого зависит конечная стоимость грузоперевозки», ‒ отметил Александр Макаров.

    «За последние десять лет предприятиями судостроительной промышленности было построено и передано заказчикам 19 научных судов различного назначения. Сейчас к таким судам добавляется ледостойкая самодвижущаяся платформа для исследования Арктики. Уникальность платформы в том, что она способна без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана до двух лет и возвращаться обратно в порт… Платформа рассчитана на эксплуатацию в 30-35 лет с учетом среднего ремонта. Таким образом, российские полярники как минимум до 2050 года обеспечены надежной базой», ‒ приводятся слова министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова в Telegram-канале Минпромторга. По словам главы ведомства, согласно Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года планируется построить порядка 13 научно-исследовательских судов.

    «Сейчас строятся пять и прорабатываются вопросы размещения на отечественных производственных площадках серии из 3 крупнотоннажных научных судов для проведения исследований в открытых частях Мирового океана на базе проекта «НИС-АР» Конструкторского бюро «Вымпел». Также будут модернизированы 5 НИСов для Минобрнауки России («Академик Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик М.А. Лаврентьев», «Академик Мстислав Келдыш», «Академик Йоффе»)», ‒ сказал Денис Мантуров.

    ЛСП «Северный полюс» стала третьим по счету судном научно-экспедиционного флота ААНИИ. Проект разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и Арктического и антарктического НИИ. Весной 2018 года между Росгидрометом и АО «Адмиралтейские верфи» был подписан контракт на проектирование и строительство платформы. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне ААНИИ. На воду судно было спущено в декабре 2020 года. 21 мая 2022 года ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла на ходовые испытания. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию.

    Основные технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м, ширина – 22,5 м (за габариты судна по бортам выходят вертолетная площадка на 2,3 метра и крылья ходового мостика на 1 метр), водоизмещение – около 10,4 тыс. тонн, мощность энергетической установки ‒ 4200 кВт, скорость ‒ не менее 10 узлов, прочность корпуса ‒ Arc8, автономность по запасам топлива ‒ около 2 лет, срок службы ‒ не менее 25 лет, экипаж ‒ 14 человек, научный персонал ‒ 34 человека. Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» соответствует классу Российского морского регистра судоходства: KM(*) Arc5[1] AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship.

    Ссылки по теме:

    Адмиралтейские верфи передали в эксплуатацию НЭС ЛСП «Северный полюс» >>>>

    «Адмиралтейские верфи» завершило контрольный этап заводских ходовых испытаний ЛСП «Северный полюс» >>>>

    На ЛСП «Северный полюс» протестировали посадку вертолёта Ми-8 >>>>

    Фотографии Арктического и антарктического научно-исследовательского института и АО «Адмиралтейские верфи»:


8 ноября 2024

19:00 Шведско-норвежский оператор Wallenius Wilhelmsen подтвердил опцион на два автовоза класса Shaper
18:43 Татарстан изучает вопрос создания первой в регионе ОЭЗ портового типа
18:24 На комплексе минеральных удобрений МБТ выполняется пусконаладка обновленных пересыпных станций
18:02 Разлив нефтепродуктов произошел в порту Высоцк (Ленобласть)
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс: 3 - 9 ноября 2024 года
17:29 Махачкалинский МТП начал перевалку белорусских удобрений
17:16 Туапсинский балкерный терминал отремонтировал кровлю здания станции разгрузки вагонов
16:55 ПСЗ «Янтарь» приступил к финальному этапу сборки портальных кранов на достроечной набережной № 5
16:31 Положение о Мурманском филиале Росморпорта скорректировано в связи с расширением территории его деятельности
16:10 На Южнокорейских верфях состоялись церемонии имянаречения четырех новых СПГ-танкеров для QatarEnergy
15:52 Третий лот оборудования для терминала минудобрений Port Favor пришел в порт Санкт-Петербург
15:28 Седьмой и восьмой траулеры проекта СТ-192 для РРПК будут заложены в начале 2025 года
15:07 Патрульный ледокол проекта 23550 «Николай Зубов» будет спущен на воду в конце 2024 года
14:53 Грузоперевозки по Беломорканалу в навигацию 2024 года выросли на треть — до 234 тыс. тонн
14:34 Fincantieri построит для Crystal Cruises третий круизный лайнер класса люкс
14:26 Адмиралтейские верфи спустили на воду траулер проекта СТ-192 «Механик Щербаков»
13:58 РС одобрил конструкторскую документацию на выдвижные поворотные колонки мощностью до 2000 кВт
13:43 Ильхам Алиев подписал указ о создании Азербайджанского транспортно-коммуникационного холдинга
13:12 Обязательные постановления в порту Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край) предлагается изменить
12:51 FESCO заявила об отзыве иска со стороны связываемой с Зиявудином Магомедовым компании по спору на $1 млрд
12:23 Порт «Зюйд-Вест» (Астрахань) планирует в 2024 году увеличить грузооборот на 32% — до 256,9 тыс. тонн
11:55 Завершающий серию несамоходный землесос проекта 4395 «Амурский-203» принят госкомиссией
11:36 Российская подводная лодка «Уфа» совершила деловой заход в индонезийский порт Сурабая
11:18 ФАС подготовила проект индексации тарифов на железнодорожные грузоперевозки в 2025 году на 13,8%
10:59 Завод «Красное Сормово» заложил первое судно шестой серии сухогрузов проекта RSD59
10:27 Застрявший в Японии круизный лайнер Spectrum of the Seas вышел в направлении порта Шанхай
10:08 Роснефть и ВТБ приступили к переговорам о вхождении ССК «Звезда» в Объединенную судостроительную корпорацию
09:44 Владимир Путин: Две трети торгового оборота России обслуживается в национальных валютах
09:25 В Двинско-Печорском бассейне в навигацию 2024 года перевезли более 2,75 млн тонн грузов и свыше 913 тыс. пассажиров
08:41 Вывоз товаров морским транспортом с территории ОЭЗ «Магадан» в январе-сентябре 2024 года составил 83 тыс. тонн
08:19 «Красная Кузница» (Архангельская область) приступила к ремонту плавдока ПД-57 и плавкрана СПК-11
08:00 Обзор: В 2031‒2050 годах для энергетического перехода судоходства потребуются 40 млрд евро ежегодно

7 ноября 2024

19:45 ГТЛК получила из ФНБ 4,8 млрд рублей на финансирование строительства 6 сухогрузов проекта RSD-81
19:00 ААНИИ: Во всех морях на трассе Севморпути идет ледообразование
18:47 По северному завозу 2024 года на отдаленные территории Красноярского края доставлено 202,3 тыс. тонн топлива
18:19 Чистый убыток Северной верфи за январь‒сентябрь 2024 года вырос в 1,7 раза — до 8,7 млрд рублей
17:23 НИС «Академик Опарин» дополнительно изучит последствия слива вод с АЭС «Фукусима-1» в районе Курил
17:04 Электросуда с момента запуска регулярных речных маршрутов в Москве совершили более 56 тыс. рейсов
16:42 Таймырская топливная компания в навигацию 2024 года перевезла 57 тыс. тонн нефтепродуктов
16:29 На Дальнем Востоке планируется запуск новых круизных маршрутов
16:08 Посольство: Япония при обращении судовладельца готова помочь в выезде россиян с застрявшего в Иокогаме круизного лайнера
15:49 Мурманский морской торговый порт начал переговоры о перевалке контейнеров
15:27 В порту Валенсия (Испания) возобновилась обработка контейнеров после сильного наводнения
14:51 Николай Патрушев: Необходим новый закон о судостроении с едиными принципами управления отраслью
14:32 Гидроузел № 13 Волго-Донского судоходного канала принят в эксплуатацию после реконструкции
14:05 ПСЗ «Янтарь» принял вторую партию секций для строящегося плавдока «Капитан Анатолий Ермолаев»
13:47 Россельхознадзор за январь‒октябрь 2024 года проконтролировал экспорт 133,7 тыс. тонн рыбы из Мурманской области
13:26 Hapag-Lloyd заказала 24 контейнеровоза на СПГ с возможность перехода на аммиачное топливо
13:04 Грузооборот порта Лиепая (Латвия) за январь-октябрь 2024 года увеличился на 0,4%
12:48 Невский ССЗ должен возместить Росморпорту 73 млн рублей за приемку парома «Маршал Рокоссовский» в Турции
12:31 Работу шлюзов на Волго-Балте в навигацию 2024 года могут продлить по дополнительным соглашениям
12:12 РС принял в свой класс контейнеровоз «Капитан Малахов»
11:59 Лизинговый портфель ГТЛК в сегменте водного транспорта по итогам января‒сентября 2024 года достиг 472 млрд рублей
11:45 Ростехнадзор выдал «ОБЛ-Шиппинг» лицензию на право перевозки радиоактивных веществ
11:23 НКХП за четыре месяца сезона 2024/2025 перевалил более 2,9 млн тонн зерна
11:14 Объем бункеровок в порту Владивосток за десять месяцев 2024 года сократился на 1% — до 417 тыс. тонн
10:52 «Си Тех» завершил мореходные испытания «Метеора» проекта 03830 «Муса Джалиль»
10:41 Товарооборот России и Китая в январе‒октябре 2024 года увеличился на 2,8% — до $202 млрд
10:37 Правительство РФ в 2024 году выделило 48,8 млн рублей на возмещение расходов по скоростным пассажироперевозкам на Волге
10:14 На Магаданскую ТЭЦ в навигацию 2024 года доставлено 225 тыс. тонн угля
09:53 Счетная палата предложила проверить эффективность использования субсидии на углубление ВКМСК
09:29 Водоемы Москвы зимой 2024 года будут патрулировать более 25 судов на воздушной подушке
09:06 Обновлены сведения о фактических глубинах и предельно допустимых осадках судов в порту Мурманск
08:44 Транзитные грузоперевозки по Севморпути за январь-октябрь 2024 года возросли на 40% — до 3 млн тонн
08:21 Грузооборот Владморрыбпорта в январе-октябре 2024 года вырос на 7% — до 4,55 млн тонн
08:00 Владимир Путин: Грузоперевозки по СМП в 2024 году достигнут 38 млн тонн

6 ноября 2024

19:00 НИС «Атлантида» направилось в район Гвинеи в рамках Большой африканской экспедиции
18:42 Грузоперевозки в Обь-Иртышском бассейне в навигацию 2024 года увеличились на 6,7% — до 13,5 млн тонн
18:34 Лайнер Astoria Grande с начала круизного сезона‒2024 по октябрь перевез 29 тыс. пассажиров
18:15 BIMCO: Верфи за январь‒сентябрь 2024 года передали в эксплуатацию 410 контейнеровозов