Доля российских грузов в порту занимает 13% по итогам 2021 года
В порту Роттердам в январе-марте 2022 года было перевалено 113,6 млн тонн грузов, что на 1,5% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2021 года (115,2 млн тонн), сообщает администрация порта.
За отчетный период наибольшее сокращение наблюдалось в сегменте нефтепродуктов и железной руды. При этом отмечено увеличение обработки СПГ, наливных и сыпучих грузов.
В прошлом году из почти 470 млн тонн грузов, переваленных в порту Роттердам, 62 млн тонн импортно-экспортных грузов или 13% имели отношение к РФ. Многие энергоносители из России импортируются в ЕС через порт Роттердам. В 2021 году примерно 30% сырой нефти, 25% СПГ, 20% нефтепродуктов и угля приходились на Россию, которая экспортирует сталь, медь, алюминий и никель через Роттердам. Также в прошлом году 8% контейнерных перевозок было ориентировано на Россию. Влияние санкций и решения европейских компаний закрыть свой бизнес в России отразилось практически на всех секторах, отмечается в сообщении администрации порта.
В целом, объем наливных грузов в I квартале 2022 года снизился на 1% и составил 51,5 млн тонн. Перевалка нефти упала на 0,2% - до 25,5 млн тонн, а нефтепродуктов, особенно мазута - на 20,5% до 13,5 млн тонн, в основном, из-за снижения поставок в России. По состоянию на март нефтяные компании импортировали меньше нефти из России. При этом значительно увеличилась перевалка СПГ – на 77,7% до 2,7 млн тонн. Выросли и объемы перевалки химических грузов, растительного масла – до 9,9 млн тонн, что сказалось в целом на росте объемов прочих наливных грузов (+22,2%).
В сегменте навалочных грузов на 19,5% сократилась перевалка железной руды и лома – до 5,6 млн тонн. Высокие энергозатраты и снижение спроса на сталь привели к резкому падению производства стали в Германии. Снижение спроса было следствием перебоев в логистических цепочках, что привело к падению уровня производства сталеплавильных компаний. Благодаря увеличившемуся спросу на энергетический уголь для электростанций (в отличие от кокса для доменных печей) в январе-марте на 3,5% выросла перевалка угля, составив 3,9 млн тонн. Уголь для производства электроэнергии на данный момент дешевле газа, подчеркивается в пресс-релизе. По прочим сухим сыпучим грузам наблюдается значительный рост по сравнению с прошлым годом (+ 33,5% до 3,9 млн тонн).
Контейнерооборот за отчетный период снизился на 5,4%, составив 35,6 млн тонн, и на 1,4% - до 3,6 млн TEU, так как средний вес контейнера был ниже, а порожних контейнеров перевозилось больше. Отмечается, что в этом сегменте происходит снижение с июля 2021 года вследствие загруженности на глубоководных терминалах из-за сбоев в логистической цепочке поставок. Кроме того, на морской транспортировке контейнеров сказались шторма в январе и феврале, что еще больше нарушило расписание отправлений.
В марте из-за событий на Украине произошло падение объемов грузов, следующих в Россию. Европейские судоходные компании отменили бронирование российских контейнерных грузов, а большинство глубоководных терминалов больше не принимают экспортные грузы из России, что также скажется на объемах перевалки грузов, следующих в Россию. В I кв. 2022 года на грузообороте Роттердама еще не сказались последствия карантинных мер, введенных в Шанхае, отмечается в сообщении.
В сегменте генеральных и накатных грузов отмечено увеличение на 19% - до 8,4 млн тонн. Перевалка RoRo грузов выросла на 20,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 6,7 млн тонн, в основном из-за высокого спроса со стороны Великобритании. По остальным категориям генеральных грузов отмечен рост на 13,7% - до 1,7 млн тонн. На этом сказалось увеличение объемов перевалки цветных металлов и переходом от контейнерных грузов к тарно-штучным, вызванным ростом ставок контейнерных перевозок. Большая часть российских грузов в настоящее время остается на терминалах генеральных грузов.
Роттердам является одним из крупнейших европейских портов-хабов. В порту действуют около 120 терминалов. Ежегодный грузооборот порта Роттердам в среднем составляет около 450 млн тонн. 70% акций порта принадлежит городскому муниципалитету, 30% — государству.