• 9 мая 2020 14:15

    Адвокаты АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» рассказали о рисках в морском страховании



    28 февраля 2020 года в Москве прошла международная конференция «Риски в морском страховании: лучшие практики, российский и международный опыт». В мероприятии приняли участие более 110 представителей крупнейших компаний-судовладельцев, страховых и лизинговых компаний. Участники обсудили практические вопросы повышенного риска – урегулирования убытков, расследования страховых случаев, разрешения споров в сфере морского страхования.

    Мероприятие открыли модераторы Валерий Еременко, партнер, соруководитель судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», и Алексей Костин, председатель МКАС и МАК при ТПП РФ, обозначив, что морское страхование очень специфичное направление с точки зрения практики – как ни в одной другой категории споров здесь смешиваются интересы огромного количества участников с различными правами, используется обширная доказательственная база, поэтому вопросы рисков в морском страховании и судоходстве первостепенны.

    Дмитрий Давыденко, арбитр Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ, согласился с обозначенной проблемой, отметив, что многие участники третейских разбирательств, в чью пользу вынесено решение, часто забывают о праве стороны просить суд передать дело обратно в арбитраж для устранения нарушения. Он подробнее остановился на особенностях рассмотрения страховых споров в МАК. Так, при рассмотрении спора арбитров интересуют, было ли произведено официальное расследование, как происходил ремонт – под надзором классификационного общества или нет. Арбитры доверяют выводам тех сюрвейеров, которые незамедлительно сделали экспертизу и изучали объект на месте. Особое внимание Дмитрий рекомендовал обратить на принцип толкования любого документа: в случае возникновения разногласий арбитры толкуют его против лица, которое такой документ составило.

    Живой интерес вызвало выступление профессора Нормана Мартинеса Гутьерреса, арбитра, члена реестра экспертов Международной морской организации, автора книги «Ограничение ответственности в международных морских конвенциях». Он подробно рассказал о различных локальных и международных режимах ограничения ответственности, в каких случаях они применяются и дал рекомендации по их использованию.

    Дискуссию продолжил Алексей Карчёмов, советник, руководитель практики морского / транспортного права АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», докладчик МАК при ТПП РФ, поставив вопросы о целесообразности создания фондов ограничения ответственности в российских судах. «На практике мы столкнулись с тем, что суды не понимают, зачем нужен фонд. Случаев его создания очень мало. Поэтому чаще компаниям приходится обращаться к по природе равноценному институту – предоставлению встречного обеспечения, что более привычно для российской действительности», – отметил Алексей.

    Вадим Прутян, руководитель направления управления морского страхования АО «АльфаСтрахование» согласился с Алексеем: «Страдает практика продвижения создания фондов в судах, тогда как негативных причин против их создания нет. Наоборот, это весьма целесообразно, когда сумма расходов приближается к сумме страхового лимита».

    Патрик Хокинс, партнер, и Рози Гончар, старший юрист британской юридической компании Hill Dickinson дали участникам практические советы по урегулированию морских претензий на примере дела CMA CGM Libra, рассмотренного в Апелляционном суде Англии, и других дел. О возможных рисках страхователям нужно задуматься в момент приобретения страхового полиса, предусмотрев защитные оговорки в договоре. Категорически не рекомендуется завышать страховые требования, т.к. даже завышение на 1-2 процента может послужить основанием для отклонения искового заявления как мошеннического. Для наиболее точного и обоснованного расчета суммы убытков следует привлекать сюрвейеров и аджастеров на самом раннем этапе.

    О страховании и перестраховании санкционных морских рисков рассказала Елена Лукьянова, вице-президент, руководитель направления морского перестрахования «Российской Национальной Перестраховочной Компании». «Раньше чаще всего использовался западный рынок для перестрахования портфелей или крупных рисков. Схема успешно работала до введения санкций, после чего страховые риски, прямо или косвенно связанные с санкциями, стали головной болью российских страховщиков. Теперь, если страховой случай случится с санкционным лицом, западный перестраховщик не принимает риски на себя и не участвует в возмещении убытка. Соответственно стало необходимым создание альтернативной перестраховочной емкости, которой и стала РНПК», – объяснила Елена. Лукьянова подробно рассказала о типах санкционных рисков, признаках санкционности, порядке и вариантах перестрахования рисков в АО РНПК. В завершение выступления Елена привела факторы, влияющие на принятие решения об участии РНПК в риске: качество самого риска, статистика убытков по флоту, опыт прямого страховщика в страховании и урегулировании убытков, наличие портфеля на протяжении последних 3-х лет, а также специализированного подразделения по урегулированию убытков.

    Сессию продолжила дискуссия на тему расследования страховых случаев, судебной практики, практики претензионной работы и способах судебного доказывания.

    Открыл дискуссию старший юрист судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Лев Васильевых, обозначив специфику споров из морского страхования: грубая неосторожность страхователя, отправка судна в рейс в немореходном состоянии, изношенность, неполное информирование страховщика – основания, по которым страховщик не несет ответственность за вытекающие убытки или даже может расторгнуть договор. «В нашей практике был интересный случай, когда судно было застраховано на 15 млн долларов, а при рассмотрении спора в суде выяснилось, что это фактически лом, который стоит 15 млн рублей. Мы смогли подготовить доказательства, подтвердившие правоту страховщика», – рассказал Лев. «Действительно, доказательства было сложно собрать, но представить их в суд удалось. В целом вопрос доказательств в этой категории дел самый главный. Выиграть спор по праву уже практически невозможно: сейчас суды смотрят на объективную сторону – кто прав, а кто виноват, и оценивают существо дела, поведение сторон, применяя эстоппель в процессе», – дополнил Валерий Еременко.

    Как страховые компании ведут претензионную работу, какие подходы применяют, и как выстраивают работу по урегулированию убытков рассказала Алла Ряшенцева, директор, ПАО СК «Росгосстрах». Алла отметила, что при поступлении исковых заявлений, в том числе от нерезидентов, важно проверять их правовой статус и правоспособность. «Так, в одном кейсе, мы проверили правоспособность нашего страхователя, который был зарегистрирован в иностранной юрисдикции. Выяснилось, что на момент выдачи представителю доверенности для участия в российском суде, эта компания находилась в стадии ликвидации. Таким образом, удалось признать, что исковое заявление было подано неправомерно», – поделилась практическим опытом Алла. Она подчеркнула, что чрезвычайно важна для выстраивания стратегии защиты и обоснования позиции хорошая работа аджастера и посоветовала уделять этому аспекту особое внимание.

    Конференция завершилась выступлением Павла Баныкина, директора по развитию группы компаний «РусСюрвей» (независимый корреспондент Crawford). Павел рассказал о тонкостях и возможностях при работе с сюрвейером как при проведении предстраховых осмотров, оценке состояния и стоимости судов, так и при работе с лосс-аджастером при наступлении страхового события и урегулировании убытков. Спикером были прокомментированы отличия объемов работ сюрвейера и лосс-аджастера, а также затронут вопрос о целесообразности привлечения морского специалиста при назначении судебных экспертиз.






14 сентября 2024

10:18 Дмитрий Патрушев поручил проработать возможность повышения приоритетности перевозок удобрений на постоянной основе
10:01 В Перечень затонувшего имущества планируется добавить 37 новых объектов
09:45 В порту Зарубино планируется разрешить перегрузку грузов дополнительных классов опасности
09:16 GIS Reports: Севморпуть становится стратегически важным транспортным коридором в мире
09:00 Минпромторг подготовил проект постановления правительства о квотах на экспорт минудобрений с 1 декабря 2024 года

13 сентября 2024

19:00 На паруснике «Мир» завершилась вторая в этом году плавательная практика курсантов
18:03 Совладельцем оператора морского порта «Витино» стал ЗПИФ «Кварк»
17:50 Итоги недели с ПортНьюс: 9-13 сентября 2024 года
17:17 Из порта Высоцк впервые отправлена партия пшеницы в Нигерию
16:51 На строительство технологического причала в поселке Соловецкий (Архангельская область) выделяется почти 2,1 млрд рублей
16:44 АО «Самарский речной порт» оспорит в суде решение о взыскании с него 8,7 млн рублей
15:47 Субсидии на перевозку зерна могут быть переадресованы на востребованные направления
15:26 Разъездное судно «Лоцман-1» пополнило флот Махачкалинского филиала Росморпорта
15:03 СПГ-танкер впервые оборудуют системой жестких парусов
14:40 На верфи Fincantieri (Италия) состоялась передача круизного лайнера Explora II класса люкс
14:14 Банк России повысил ключевую ставку до 19% годовых
14:11 Николай Патрушев: Важно обеспечить завершение I очереди строительства цифровой верфи на ОССЗ в текущем году
13:58 В порту Махачкала отработаны действия при тушении пожаров и спасанию людей на судне
13:35 Российские рыбопромышленники с начала 2024 года добыли почти 3,6 млн тонн водных биоресурсов
13:12 С морского терминала КТК за январь-август 2024 года отправлено 405 танкеров с экспортной нефтью
12:51 Порт Лонг-Бич (США) поставил в августе исторический рекорд по количеству обработанных контейнеров
12:19 Власти ЮАР заподозрили контейнеровоз MSC в загрязнении залива Алгоа
12:13 Доработанные Правила к соглашению о международной перевозке опасных грузов по ВВП вступят в силу с 2025 года
11:34 Объем суточной погрузки контейнеров в полувагоны на ДВЖД достиг 2 348 TEU
11:04 В порт Калининград в 2024 году в автономном режиме осуществлено 60 заходов судов
10:19 Второй автомобилевоз класса Aurora норвежской Hoegh Autoliners готов отправиться в первый рейс
09:57 Лайнеры проекта 00840 «Карелия» планируется привлечь к круизам с посещением портов Махачкала, Актау, Туркменбаши, Энзели и Баку
09:25 В порту Клайпеда (Литва) готовы принять судно Ruby для ремонта после выгрузки партии российской аммиачной селитры
08:46 Через шлюзы Камского бассейна ВВП с начала навигации 2024 года прошло почти 12 тыс. судов
08:23 Между Ростовом-на-Дону и Мариуполем планируется наладить пассажирское сообщение водным транспортом
08:00 Первая в России СПГ-яхта представлена в Санкт-Петербурге

12 сентября 2024

19:00 Старт дрейфующей полярной экспедиции «Северный полюс-42» будет дан 15 сентября 2024 года
18:42 Грузооборот морских портов России по итогам 8 месяцев 2024 года сократился на 3,1% — до 596,2 млн тонн
18:10 Китайская верфь приступила к строительству двухтопливных танкеров на СПГ-топливе
18:01 В Камбодже ввели в строй контейнерный терминал в порту Сиануквиль
17:44 КМЗ выполнит ремонт двигателей на танкере Северного флота в интересах Минобороны РФ
17:06 Обзор: Спрос на СПГ в качестве судового топлива может составить 24 млн тонн к 2026 году
16:25 Поставки товаров в Индию через порты Астраханской области заметно возросли с 2022 года
16:06 Sea-Intelligence: От кризиса в Красном море сильнее всего пострадали порты Саудовской Аравии
15:28 Нуждающемуся в ремонте судну Ruby с грузом российской селитры отказано во входе в порт Клайпеда (Литва)
15:02 Грузооборот порта Рига (Латвия) в январе-августе 2024 года снизился на 7,1% — до 11,5 млн тонн
14:36 В Казахстане в январе-августе 2024 года морским транспортом перевезено 1,9 млн тонн грузов
14:24 МЭА: Рост мирового спроса на нефть продолжает замедляться
14:09 На реке Кама в районе Набережных Челнов (Татарстан) затонул плавкран
13:28 Грузоперевозки в Камском бассейне с начала навигации увеличились на 23,9% — до 10,5 млн тонн
12:59 Порт Дудинка (Красноярский край) включен в единый перечень морпортов, открытых для захода иностранных судов
12:31 Adani Ports получила в концессию универсальный терминал в индийском порту Дендаял
11:56 Крэк-спред на VLSFO в Азии достиг девятимесячных максимумов
11:35 Законодатели Германии одобрили программу финансовой помощи компании Meyer Werft
11:13 Средние суточные отгрузки сырой нефти танкерами из стран ОПЕК в августе 2024 года выросли на 7%
10:48 РКО завершило технаблюдение за строительством плавучих причалов проекта ТФРП.501 и ТФРП.502
10:24 Аварийно-спасательное судно «Керченский пролив» готовят к переводу на сдаточную базу
10:09 В порту Калининград перевалка контейнерных грузов за январь-август 2024 года выросла в 2,5 раза — до 814 тыс. тонн
09:32 Стоимость строительства в Якутии морского терминала Найба полной проектной мощности составит более 85 млрд рублей
09:07 В Костроме танкер «Ленанефть 2029» столкнулся с конструкциями железнодорожного моста
08:45 Из акватории Якутского речного порта поднято затонувшее судно «БТК-602»
08:22 Вывоз белорусской продукции через порты России в январе-августе 2024 года вырос на 10%
08:00 На классификационный ремонт буксира «Рейдовый-43» выделяется более 15,5 млн рублей

11 сентября 2024

19:00 СТМ «Атлантниро» прибыло в Мавританию в рамках Большой африканской экспедиции
18:27 В Архангельской области спустили на воду новый земснаряд проекта Ц-480ДА
18:17 Компания Maersk Tankers сформировала новый пул танкеров-химовозов J19
17:51 Грузооборот порта Шанхай (Китай) за январь-август 2024 года вырос на 6,6% — до 395,5 млн тонн
17:23 Алексей Чекунков: Годовой план по северному завозу выполнен на 72,5%
17:03 В Роттердаме (Нидерланды) контейнерное судно задело автомобильный мост
16:41 В учении «Каспий-2024» отработано взаимодействие спасательных служб прикаспийских государств
16:13 На сухогрузе «Пижма» выполнен ремонт корпуса и креновых танков
15:26 На участке между шлюзами № 10 и 11 Беломорканала сняты все ограничения
15:07 Консультативный совет Финляндии и России по Сайменскому каналу приостановил работу
14:44 Росатом: На Дальнем Востоке утилизированы все 82 АПЛ, выведенные из эксплуатации до 2022 года
14:29 Судостроительный завод «Отрадное» намерен поднять цену контрактов на строительство двух краболовов на 1 млрд рублей