• 27 августа 2018 09:35

    Морские профсоюзы обеспокоены проблемой несанкционированного проникновения нелегальных мигрантов на суда

    Морские профсоюзы обеспокоены проблемой несанкционированного проникновения нелегальных мигрантов на суда, говорится в сообщении Российского профессионального союза моряков (РПСМ). Нелегальная миграция уже давно вошла в семерку главных рисков на море наряду с пиратством и контрабандой. Сегодня это особенно животрепещущий вопрос для Западной Африки, Центральной Америки, Колумбии, Венесуэлы и Доминиканской республики. Желающие лучшей доли доставляют немало проблем морякам, судовладельцам, портовикам и властям стран ЕС. Причины бегства могут быть разными, но если страна, в чей порт заходит судно, гудит от политических и экономических неурядиц, нужно всегда учитывать возможность появления «зайцев» на борту.

    Большинство мигрантов (или, как их еще называют, stowaways и refugees) находят на балкерах, сухогрузах и контейнеровозах. Также среди полюбившихся им судов можно назвать РО-РО. Кроме грузовых трюмов и контейнеров, в качестве укромного места «зайцы» выбирают туннель гребного вала, цепной ящик, подпалубные пространства, румпельную или даже машинное отделение.

    Чтобы забраться на борт, они пользуются различными способами: дают взятки, скрываются в контейнерах, добираются до судна вплавь или на плавсредствах, прячутся в районе гельмпортовой трубы или же представляются стивидорами. Проникают по швартовым концам, через якорные клюзы или с помощью различных крючьев. Далеко не всем доводилось подбирать «зайцев», но если моряки сталкивались с ними – запоминали надолго.

    «Примечательная встреча с нелегалами случилась у меня приблизительно в середине 90-х, когда еще не было ISPS и ISM. Я тогда ходил в должности второго помощника. Обнаружили мы на борту нелегальных мигрантов, когда наше судно выходило из порта Монгла (Бангладеш). Возвращаться было долго, капитан грек, темпераментный малый, разнервничался и закрыл их в каюте. Утром он вызвал меня к себе, чтобы вызвать местных рыбаков. Выдал им мешок риса, муки и прочей еды, лишь бы они взяли мигрантов на свой борт и отправили на родину. В China Navigation Company, где я сейчас работаю, пробраться на борт чрезвычайно сложно, у нас очень высокие стандарты досмотров судов», – рассказывает капитан Юрий Вистяк.

    Основная проблема, которая способствует развитию миграционного кризиса в международном судоходстве, это неопределенность юридического статуса мигранта, обнаруженного на судне. На них распространяется действие Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Конвенции морского судоходства 1965 года.

    По прибытии в порт страны ЕС, по протоколу беженца опрашивают, как к нему отнеслись на судне. Если он скажет, что его заставляли работать, плохо кормили, не обеспечили ему гигиену и не выделили отдельную каюту, то у капитана могут возникнуть большие проблемы. Сейчас, обнаружив нелегала на борту, он должен придерживаться строгой процедуры IMO. Во-первых, необходимо соблюсти все формальности и описать, кто был обнаружен, сообщить номер паспорта, дату рождения, страну проживания «зайца». При этом экипажу очень повезет, если беженец сможет и захочет рассказать о себе.

    «Такой способ бегства выбирают далеко не инженеры или врачи, на борт пробираются маргиналы. Их и опросить бывает сложно, потому что они не понимают по-английски или делают вид. Во-вторых, этот человек может оказаться больным и заразить членов экипажа. Ну а в-третьих, даже если у моряков за «зайцев» и не вычитают ничего из зарплаты, ответственных за проникновение, то есть тех вахтенных, могут лишить бонусов», – говорит председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня.

    Конвенции обязывают судовладельца убедиться, что нелегалы на борту судов не подвергаются унизительному или бесчеловечному обращению, обеспечены едой, водой, одеждой, медикаментами и удобствами. Как рассказывает инструктор УТЦ «Адмирал» Борис Савков, по сравнению с этим, возвращение «зайца» в страну проживания – еще более затратная процедура. К ней следует добавить иммиграционный штраф, оплату медицинского осмотра, стоимость дорожных документов, расходы на перелет и одежду. Иногда судовладельцу выгоднее вернуть теплоход в порт, где он подобрал мигранта, несмотря на потерю времени и топлива. При этом официально все расходы ложатся на судоходные и страховые компании. Однако моряки все равно опасаются, что за безбилетных пассажиров к ним могут быть применены различные санкции.

    «При этом «зайцев» ни в коем случае нельзя путать с беженцами. Наткнись экипаж в море на последних, максимум, что им придется сделать – немного отклониться от курса, чтобы доставить потерпевших в ближайший порт или вызвать береговую охрану. Но ни штрафа, ни выговоров за этим не последует. Так что беженцы – это мировая беда, а «зайцы» – проблема экипажа», – говорит Александр Бодня.


24 мая 2020

14:25 Грузооборот порта Шанхай (Китай) за январь-апрель 2020 года снизился на 16% - до 149,5 млн тонн
14:12 ВМФ США объявил конкурс на создание подводного беспилотника
13:18 Росводресурсы регулируют работу гидроузлов в условиях засухи в Ставропольском крае
13:08 В Ярославской области планируется установить зоны подтопления и скорректировать работу гидроузлов
08:00 Ассоциация морских торговых портов поздравляет Владислава Жукова с юбилеем!

23 мая 2020

17:20 ПортНьюс опубликовал запись видеоконференции «Автономные суда - это прогресс или тупик?»
14:55 Третий вебинар «Речной флот США и Европы. Что полезно для нас или как люди зарабатывают?» состоится 3 июня 2020 года
14:21 Корабль ВМФ США Portland провел испытания системы лазерного оружия (видео)
14:02 Мурманский МРП заявил о готовности принимать контейнеры с рыбой с середины 2021 года
13:25 ТОР «Столица Арктики» официально зарегистрирована в Федеральной адресной системе
10:00 Баргузинский заповедник проведет аукцион на поставку судна для Байкала

22 мая 2020

18:45 В Якутии с начала навигации отгружено более 146 тыс. тонн различных грузов
18:30 Новейший корабль противоминной обороны «Владимир Емельянов» провел артиллерийские стрельбы в море
18:15 Отраслевые эксперты и специалисты обсудили ход реализации проекта по созданию автономных судов в России
17:59 Развитие автономного судовождения выгодно морякам - эксперты
17:48 «Северная верфь» спустила на воду фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко»
17:31 Массовое внедрение грузовых автономных судов ожидается в перспективе пяти-десяти лет
17:14 Возбуждено уголовное дело в отношении работника НМТП, по вине которого травмирован механизатор комплексной бригады
16:58 Проведено преддекларационное обследование Вельёвского гидроузла и Шлинской плотины
16:41 ПАТЭС в Певеке введена в промышленную эксплуатацию
16:16 ЛОРП отгружено более 53 тыс. тонн
15:54 ВСРП с 30 мая отменяет два маршрута по Байкалу
15:32 Global Ports начал эксплуатацию нового мобильного портового крана на терминале ПЛП
15:17 Казанский речной порт запустит скоростные рейсы в Болгар
14:53 АСЗ завершает подготовку к спуску спасателя ледового класса «Керченский пролив»
14:35 ФГУП «Атомфлот» поздравляет АО «МАСКО» с 25-летием!
14:13 Сдана в эксплуатацию головная мелкосидящая сухогрузная баржа проекта RDB20 «Белмакс 9»
13:51 Главой совдира «ТрансКонтейнера» переизбран Сергей Шишкарев
13:33 Минобороны подписало контракт на два вертолетоносца с судзаводом «Залив» - источник
13:16 Начала работу паромная переправа Якутск-Нижний Бестях
12:48 На гидроузле Белоомут начат демонтаж правобережной дамбы плотины
12:29 Находкинская прокуратура в I квартале выявила более 40 нарушений при перевалке угля
12:14 Грузооборот Таганрогского МТП вырос на 2% по итогам I квартала
11:53 ПСЗ «Янтарь» проведет техобслуживание ОИС «Янтарь»
11:35 Полностью готов к судоходству 2141 километр водного пути ХМАО
11:18 В порту Дудинка отменены ограничения по режиму плавания
10:55 На гидроузлах Северско-Донецкой шлюзованной системы и Веселовском отремонтируют шлюзы
10:31 Цены на бункерное топливо 22 мая изменятся разнонаправлено - аналитик MABUX
10:10 Танкер совершил навал на причальную стенку в Балакове
09:49 Нефть дешевеет на 4,02%-5,51%
09:32 Индекс стоимости фрахта Baltic Dry 21 мая
09:14 Ракетный подводный крейсер «Князь Владимир» завершил испытания в Белом море
08:55 КМЗ изготовит компрессоры для МПК «Юнга»
08:42 «Ингосстрах» выплатил свыше $20 тыс. за недостачу груза, произошедшую во время морской транспортировки
08:21 Цены на бункерное топливо в порту Санкт-Петербург растут (график)
08:00 АО «Мурманский морской торговый порт» поздравляет АО «МАСКО» с 25-летием!

21 мая 2020

19:54 Сухогруз «Пола Мария» направился в первый рейс в Данию с российскими лопастями для ветрогенераторов
19:00 Судооборот морпортов Украины за 4 месяца с начала года снизился на 2,3
18:45 Фрегат «Адмирал Касатонов» вышел на завершающий этап госиспытаний
18:30 Прокуратура добилась выплаты работникам «Татфлота» задолженности по зарплате в объеме 20 млн руб.
18:18 АО «МАСКО» отметит 25-летие 1 июня 2020 года
17:51 Транспортная прокуратура проводит проверку по факту разлива нефтепродуктов в порту Мурманск
17:35 Ленобласть открывает навигацию для маломерных судов с 22 мая
17:17 Семь японских компаний создали консорциум для продвижения электрических судов
16:55 Обучение и переподготовку в 2019 году прошли более 12 тыс. работников ЦС «Звездочка»
16:36 Установлены фактические глубины и предельно допустимые осадки судов у причалов порта Холмск (Сахалин)
16:15 Кировский завод отгрузил главный турбогенератор для атомохода «Урал» (видео)
15:53 В Институте ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова завершен первый дистанционный курс, посвященный МКУБ
15:33 Грузооборот порта Рига за январь-апрель 2020 года сократился на четверть
15:16 Сызранский НПЗ приступил к производству высокоэкологичного судового топлива