• 22 августа 2017 12:46

    В ГТЛК состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития компании на рынке водного транспорта

    В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития компании на рынке водного транспорта. Как сообщает пресс-служба Морского Инженерного Бюро, сессия была организована Институтом экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (директор Михаил Блинкин) с привлечением экспертов отрасли, ведущих специалистов ГТЛК, Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, Центра экономики транспорта, Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского, Российской палаты судоходства.

    ГТЛК - одна из ведущих организаций на рынке лизинговых услуг России, общий объем инвестиций которой в транспортную отрасль России за период 2009-2016 годы составил более 300 млрд руб., из них в водный транспорт - более 47 млрд руб. Только в 2016 году ГТЛК заключила договоры лизинга на поставку 18 судов, в основном сухогрузов, танкеров и танкеров-химовозов, а также комбинированных танкеров - сухогрузов смешанного река-море плавания.

    Подавляющее большинство российских коммерческих заказчиков проявляет интерес к лизингу именно грузовых судов смешанного река-море плавания, поэтому для формирования стратегии компании необходимо достоверно представлять потребность российского рынка в таких объектах - сухогрузных, нефтеналивных, комбинированных судах и судах-химовозах смешанного (река-море) плавания.

    На заседании с докладом «Потребность в грузовых судах для водного транспорта РФ» выступил профессор, доктор технических наук, генеральный директор Морского Инженерного Бюро Геннадий Егоров.

    Доклад был выполнен на основе специального исследования Морского Инженерного Бюро и ЦНИИ морского флота (генеральный директор Сергей Буянов) «Анализ рынка водного транспорта России», выполненного по заказу ГТЛК.

    Было показано, что водный транспорт России, в который входят, в том числе суда смешанного река-море плавания и ограниченных районов плавания в силу особых путевых условий сильно отличается от мирового флота.

    По сути, суда, которые интересуют российских заказчиков, это суда, привязанные по своим размерам к габаритам внутренних водных путей (например, «Волго-Дон максы» - танкеры проектов RST25, RST27, RST27M, сухогрузы проектов RSD49, RSD59, RSD62, комбинированные суда проекта RST54) либо к мелководью портов Азовского и Каспийского морей (проект RSD32M).

    Парадокс состоит в том, что на открытом морском рынке этим судам делать нечего (они не смогут быть конкурентоспособными с судами существенно большего размера - хендисайзами, панамаксами, суэцмаксами, кэпсайзами) - это эффект размера (5-7 тысяч тонн против 50-300 тыс. тонн груза). Но и, наоборот, на мировом рынке нет морских судов, которые могли бы «заместить» суда смешанного река-море флота.

    Для сведений, и речные суда из Европы тоже не могут быть конкурентоспособными на водном рынке России - опять же из-за эффекта размера (у них типовая грузоподъемность европейского судна смешанного река-море плавания 1700-2500 тонн против наших 5000-7000 тонн), а европейские суда ограниченных морских районов плавания имеют дедвейты около 4500 тонн при осадке 5-6 м (предел наших портов на Азовском и Каспийском море - 4,5 м).

    Именно в этом и состоит особенность флота большинства постсоветских компаний.

    Рынок водного транспорта отечественных клиентов, которым нужны RST25, RST27, RST27M, RSD49, RSD59, RSD62, RST54, RSD32M, а также некоторые особые типы судов, начиная с рейдовых накопителей и заканчивая паромами под российские терминалы с их малыми глубинами и ледовой обстановкой.

    В целом же, для сохранения уже перевозимого объема сухих грузов на реке и прибрежных перевозок, потребуется построить до 2020 года около 130-140 новых сухогрузных судов «Волго Дон макс» класса (проекты RSD49, RSD44 и их аналоги, сухогрузные вариант RST27), 60-80 новых сухогрузных барж, 20-30 буксиров-толкачей в европейской части.

    Общая потребность в танкерах «Волго-Дон макс» класса смешанного река-море плавания оценивается минимум в 100 единиц.

    Из исследованных 2195 построенных с 1956 по 1999 годы судов самоходных смешанного, внутреннего и ограниченного морского плавания самых известных серий на сегодня списано 812 судов (37%). Потеряно в катастрофах 98 (12%) со средним возрастом 29,7 года. Утилизировано 714 со средним возрастом сдачи на металлом 35,2 года, причем 342 (48%) при этом имели флаг не России.

    Работает 1179 единиц со средним возрастом 37,5 лет (из них с флагом России - 948).

    В отстое 204 судна со средним возрастом 40,6 года.

    Поэтому через 5-10 лет вполне объективно будут списаны более 50% эксплуатируемого в настоящее время флота, что приведет к обвалу объемов перевозок на водном транспорте.

    Основными критериями грядущего массового списания судов внутреннего и смешанного река-море плавания в РФ являются:

    - крайний физический износ;
    - моральное старение, в том числе по экологическим требованиям и по характеристикам самого судна;
    - большие капиталовложения в поддержание должного технического состояния судов для прохождения классификационного освидетельствования Регистром (документы действуют в течение 5 лет при условии ежегодного подтверждения). В результате затраты на ремонт и подтверждение классификационных документов не окупаются в течение 4-5 лет на тех направлениях и грузах, где работает судно, т.е. ремонт и подтверждение класса экономически нецелесообразно;
    - в случае, когда дальнейшая эксплуатация судна угрожает безопасности судоходства и связана с высокими рисками аварии;
    - в случае, когда рост эксплуатационных затрат, связанных с поддержанием судов в рабочем состоянии (топливо, масло, запчасти, материалы, страхование и др.), делает его дальнейшую эксплуатацию нерентабельной.

    По результатам анализа списания по отдельным проектам судов смешанного плавания можно сделать вывод о трех моделях списания, характерных для отечественных судов смешанного плавания:

    - классическое списание (1 модель), при которой значительная часть судов серии списывается при достижении судами максимального допустимого расчетного срока эксплуатации, как правило, 25-30 лет, а оставшиеся в эксплуатации суда списываются по фактическому состоянию (по убывающей);
    - списание из-за морального старения (2 модель), при которой значительная часть судов серии списывается при наступлении определенных внешних экономических обстоятельств (обвал рынка, потеря экономики в работе судна, несоответствие судна конъюнктуре рынка). При этом средний возраст списаний судов серии может и не достигать расчетного эксплуатационного срока (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191), а может быть и значительно выше (суда типа «Волго-Балт» проекта 2-95A/R);
    - списание по совокупности причин (3 модель), при которой суда серии списываются постепенно в зависимости от достижения допустимого расчетного срока эксплуатации, режимов эксплуатации и судовладельца.

    Списание из-за морального старения характерно для судов смешанного плавания, строившихся в своё время под определенные задачи, которые потеряли сейчас актуальность или «выпавших» из рынка судов - «трехтысячников» (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191, 037, типа "Волго-Балт" проекта 2-95A/R, проектов 326, 326.1 типа «СТК», проекта 1570 типа «Нефтерудовоз», проектов 285, 289, 787 типа «Ладога», проектов 1810двт, 1814двт типа «Морской», проектов Д-080, Д-080М типа «Славутич», проекта 1557 типа «Сормовский»).

    Классическое списание характерно для судов смешанного плавания, работающих / работавших преимущественно на реке (например, проекты 21-88, 21-89 типа «Калининград», проект 576 типа «Шестая пятилетка»), а также исключительно в морских районах (проект 566 типа «Олег Кошевой» (1 серия), проект 1588 типа «Василий Шукшин», проект 1572 типа «Кишинев»).

    Усредненное списание характерно для судов смешанного плавания, которые являются актуальными и сегодня, но списываются по ряду причин - техническое состояние, аварии, банкротство судовладельца и т.п. (суда проектов 781, 781э, 613, 620 типа «Балтийский», проектов 550, 558, 550А, 1577 типа «Волгонефть», проектов Р-77, 621 типа «Ленанефть», проектов 507А, Б, 1565 типа «Волго-Дон», проекта 05074 типа «Волжский», проектов 1743, 1743.1 типа «Омский», проектов 292, 0225 типа «Сибирский», проектов 19610, 1961 типа «Волга»). При этом многие из таких судов могут потерять актуальность в будущем, и модель списания будет соответствовать второй. К примеру, танкеры, не соответствующие Правилам МАРПОЛ, с 2018 года или суда, не дооборудованные системой обработки балластных вод в соответствии с Балластной конвенцией BWM 2004.

    Прогнозировать выбытие судов смешанного река-море плавания можно в целом для всего флота, но это будет очень грубой оценкой, так как зависимости выбытия для судов различных проектов значительно отличаются друг от друга.

    Прогноз - на 2020 год будет в работе примерно 835 судов, на 2025 год - примерно 362 самоходных грузовых судна классических серий, построенных до 2000 года.

    Таким образом, к 2022 году можно ожидать существенное снижение предложения флота судов смешанного река-море и ограниченного морского плавания и соответственно рост ставок на перевозки грузов, примерно в два раза, что вполне обоснованно позволяет финансировать постройку новых судов этого типа сейчас.




25 апреля 2024

15:16 На модернизацию железнодорожной развязки порта «Суходол» выделят 1,4 млрд рублей из федерального бюджета
14:57 Первый рейс теплохода «Пассат» в навигацию 2024 года из Владивостока на мыс Песчаный состоится 27 апреля
14:33 MOL передаст плавучую систему FSRU в тайм-чартер польской Gaz System
14:09 Генеральным директором ГК «Русский краб» назначена Юлия Юрова
13:55 В Мурманской области осужден второй помощник капитана сухогруза по делу о столкновении судов в Баренцевом море
13:36 РКО начало техническое наблюдение за работами по переклассификации баржи-площадки проекта 81108
13:14 Международные грузоперевозки через речной пункт пропуска Хабаровск ‒ Фуюань (КНР) возобновятся 30 апреля
12:52 Окская судоверфь начала ходовые испытания второго сборщика льяльных вод проекта RST38 «Коппи»
12:31 Wartsila поставит вспомогательные двигатели на метаноле для 12 строящихся в Китае контейнеровозов
12:13 Морской порт Санкт-Петербург получил восемь балк-контейнеров для комплекса по перевалке сыпучих грузов
11:56 ПАО «Астраханский порт» планирует инвестировать 100 млн рублей в строительство зернового терминала
11:37 В порту Холмск производится реконструкция береговых сооружений паромного комплекса
11:18 Субсидии на морские грузоперевозки в Калининград в 2024 году получат 20 компаний
10:59 На грузовом терминале Нижний Бестях (Якутия) завершено строительство железнодорожных подъездных путей
10:41 Владморрыбпорт организовал прием и отправку длинносоставных поездов
10:22 Илья Шестаков: Стоимость экспорта российской рыбопродукции в 2024 году нужно обеспечить в размере $5,6 млрд
10:03 В портах Советская Гавань и Магадан снимаются ограничения по режиму ледового плавания
09:44 Глава Росрыболовства: По срокам строительства судов по инвестквотам определены новые графики со всеми верфями
09:26 На Восточной верфи освободили стапельное место под закладку очередного судна-краболова проекта 03141
09:07 Енисейское речное пароходство повысило класс плавания 3 судов для работы в прибрежных морских водах
08:45 Из портового района Дафэн (Яньчэн, КНР) запущена контейнерная линия во Владивосток
08:23 Корпус парома проекта CNF11CPD «Василий Ощепков» сформирован в полном объеме
08:00 В Севастополе возобновлено морское сообщение с Михайловской батареей

24 апреля 2024

19:00 Подводная лодка проекта 636.3 «Магадан» выполнила глубоководное погружение на 240 м
18:52 В порту Кавказ изменят пределы пункта пропуска через госграницу РФ
18:34 Судовладельцы нарушили техрегламент речных пассажирских и грузовых перевозок в Великом Устюге
18:12 «СовЭкон»: Экспорт российской пшеницы в апреле 2024 года может достичь рекордных 4,6 млн тонн
17:53 AD Ports подписала концессию на развитие и эксплуатацию терминала в порту Анголы
17:37 ГУМРФ проведет последние перед приемной кампанией дни открытых дверей 19 мая и 1 июня
17:20 Резиденты ОЭЗ ППТ «Лотос» вложили более 5 млрд рублей инвестиций
16:58 На внутренних водных путях Московского бассейна открылась навигация 2024 года
16:34 Посольство: Российский моряк сможет покинуть захваченное Ираном судно MSC Aries при смене экипажа
16:18 TotalEnergies (Франция) и OQ (Оман) планируют построить СПГ-завод для бункеровок в порту Сохар
15:56 Росморпорт установит российское программное обеспечение на всех 25 СУДС к концу 2024 года
15:27 Александр Казакевич возглавил АО «Усть-Луга Ойл»
15:12 Чистая прибыль НМТП в первом квартале 2024 года выросла в 1,9 раза — до 4,8 млрд рублей
14:53 Рост количества судозаходов круизных теплоходов в Москве в 2024 году ожидается на 25%
14:35 В Астраханской области обнаружено загрязнение акватории у причалов ПК «Эко+» и «Красных Баррикад»
14:14 «НОВАТЭК» приступил к добыче газа на Северо-Часельском месторождении в ЯНАО
13:56 На морском терминале КТК с начала 2024 года к концу апреля отгружено 21,1 млн тонн нефти
13:33 Строительство 20-ти речных понтонов проекта РВНЦ.05/21 ведется под техническим наблюдением РКО
13:12 В строительство второго этапа кластера «Геленджик Марина» вложат более 100 млрд рублей
12:53 Морские перевозки железной руды в I квартале 2024 года выросли на 3,8%
12:34 Реконструкция Волховского шлюза в Ленобласти выполнена на 70%
12:15 Губернатор Магаданской области поручил до июля 2024 года избавить бухту Нагаева от затонувшей плавбазы «Нева»
11:56 Паромное сообщение в речном пункте пропуска Покровка — Жаохэ (Китай) возобновляется с 25 апреля
11:37 Для комплекса минеральных удобрений МБТ приобретен новый фронтальный погрузчик
11:22 Выручка FESCO за 2023 год увеличилась на 6% — до 172 млрд рублей
11:08 Активы резидентов специального административного района на острове Русском достигли 5,5 трлн рублей
10:49 Яхтенный причал в центре Владивостока открылся после модернизации
10:30 Паром «Адмирал Невельской» выведен с линии Корсаков — Курилы из-за необходимости ремонта
10:11 Маршруты круизных теплоходов из Москвы в навигацию 2024 года пройдут через 50 городов
09:52 Два теплохода ЛОРП готовятся встать под загрузку к началу весеннего паводка в верховьях Лены
09:29 Александр Коновалов назначен генеральным директором Балтийского завода
09:07 Ледоколы «Иван Крузенштерн» и «Семен Дежнев» должны пройти ремонт до 15 сентября 2024 года
08:44 Владимир Путин: Провозная способность БАМа составит в 2024 году почти 42 млн тонн
08:21 ГК «Дело» планирует построить контейнерный терминал в порту Хамбантота (Шри-Ланка)
08:00 Летняя речная навигация 2024 года в Подмосковье стартует 1 мая

23 апреля 2024

19:00 Замглавы РЖД призвал использовать все возможности для вывоза экспортных грузов
18:26 Для международного морского терминала в Пионерском построят перехватывающую стоянку для накатной техники
17:48 Россия рассматривает возможность создания порта в одной из стран Африки
17:08 Росморпорт планирует ремонт буксира «Ирбис» в объеме очередного освидетельствования РС
16:19 WinGD завершила испытания нового короткоходного двигателя серии X-S
16:00 Компания «Водолет» развивает собственную причальную инфраструктуру на Волге
15:48 Эксперт: Необходимо строительство камеры шлюза 16А на Городце и ликвидация мелководья на Каме
15:31 Второй центр оценки качества зерна введен на терминале КСК в Новороссийске
15:12 ООО «Водолет» (Нижний Новгород) в навигацию 2024 года планирует перевезти 130 тыс. пассажиров
14:53 Компания «Волга-Флот» призвала обеспечить утилизационный грант под постройку речных грузовых судов в 25%
14:35 Эксперт: Существует риск остановки судоходства на Городецком участке в навигацию 2024 года
14:16 «Волга-Флот» предлагает дотировать речные перевозки строительных и социально значимых грузов