• 22 августа 2017 12:46

    В ГТЛК состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития компании на рынке водного транспорта

    В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития компании на рынке водного транспорта. Как сообщает пресс-служба Морского Инженерного Бюро, сессия была организована Институтом экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (директор Михаил Блинкин) с привлечением экспертов отрасли, ведущих специалистов ГТЛК, Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, Центра экономики транспорта, Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского, Российской палаты судоходства.

    ГТЛК - одна из ведущих организаций на рынке лизинговых услуг России, общий объем инвестиций которой в транспортную отрасль России за период 2009-2016 годы составил более 300 млрд руб., из них в водный транспорт - более 47 млрд руб. Только в 2016 году ГТЛК заключила договоры лизинга на поставку 18 судов, в основном сухогрузов, танкеров и танкеров-химовозов, а также комбинированных танкеров - сухогрузов смешанного река-море плавания.

    Подавляющее большинство российских коммерческих заказчиков проявляет интерес к лизингу именно грузовых судов смешанного река-море плавания, поэтому для формирования стратегии компании необходимо достоверно представлять потребность российского рынка в таких объектах - сухогрузных, нефтеналивных, комбинированных судах и судах-химовозах смешанного (река-море) плавания.

    На заседании с докладом «Потребность в грузовых судах для водного транспорта РФ» выступил профессор, доктор технических наук, генеральный директор Морского Инженерного Бюро Геннадий Егоров.

    Доклад был выполнен на основе специального исследования Морского Инженерного Бюро и ЦНИИ морского флота (генеральный директор Сергей Буянов) «Анализ рынка водного транспорта России», выполненного по заказу ГТЛК.

    Было показано, что водный транспорт России, в который входят, в том числе суда смешанного река-море плавания и ограниченных районов плавания в силу особых путевых условий сильно отличается от мирового флота.

    По сути, суда, которые интересуют российских заказчиков, это суда, привязанные по своим размерам к габаритам внутренних водных путей (например, «Волго-Дон максы» - танкеры проектов RST25, RST27, RST27M, сухогрузы проектов RSD49, RSD59, RSD62, комбинированные суда проекта RST54) либо к мелководью портов Азовского и Каспийского морей (проект RSD32M).

    Парадокс состоит в том, что на открытом морском рынке этим судам делать нечего (они не смогут быть конкурентоспособными с судами существенно большего размера - хендисайзами, панамаксами, суэцмаксами, кэпсайзами) - это эффект размера (5-7 тысяч тонн против 50-300 тыс. тонн груза). Но и, наоборот, на мировом рынке нет морских судов, которые могли бы «заместить» суда смешанного река-море флота.

    Для сведений, и речные суда из Европы тоже не могут быть конкурентоспособными на водном рынке России - опять же из-за эффекта размера (у них типовая грузоподъемность европейского судна смешанного река-море плавания 1700-2500 тонн против наших 5000-7000 тонн), а европейские суда ограниченных морских районов плавания имеют дедвейты около 4500 тонн при осадке 5-6 м (предел наших портов на Азовском и Каспийском море - 4,5 м).

    Именно в этом и состоит особенность флота большинства постсоветских компаний.

    Рынок водного транспорта отечественных клиентов, которым нужны RST25, RST27, RST27M, RSD49, RSD59, RSD62, RST54, RSD32M, а также некоторые особые типы судов, начиная с рейдовых накопителей и заканчивая паромами под российские терминалы с их малыми глубинами и ледовой обстановкой.

    В целом же, для сохранения уже перевозимого объема сухих грузов на реке и прибрежных перевозок, потребуется построить до 2020 года около 130-140 новых сухогрузных судов «Волго Дон макс» класса (проекты RSD49, RSD44 и их аналоги, сухогрузные вариант RST27), 60-80 новых сухогрузных барж, 20-30 буксиров-толкачей в европейской части.

    Общая потребность в танкерах «Волго-Дон макс» класса смешанного река-море плавания оценивается минимум в 100 единиц.

    Из исследованных 2195 построенных с 1956 по 1999 годы судов самоходных смешанного, внутреннего и ограниченного морского плавания самых известных серий на сегодня списано 812 судов (37%). Потеряно в катастрофах 98 (12%) со средним возрастом 29,7 года. Утилизировано 714 со средним возрастом сдачи на металлом 35,2 года, причем 342 (48%) при этом имели флаг не России.

    Работает 1179 единиц со средним возрастом 37,5 лет (из них с флагом России - 948).

    В отстое 204 судна со средним возрастом 40,6 года.

    Поэтому через 5-10 лет вполне объективно будут списаны более 50% эксплуатируемого в настоящее время флота, что приведет к обвалу объемов перевозок на водном транспорте.

    Основными критериями грядущего массового списания судов внутреннего и смешанного река-море плавания в РФ являются:

    - крайний физический износ;
    - моральное старение, в том числе по экологическим требованиям и по характеристикам самого судна;
    - большие капиталовложения в поддержание должного технического состояния судов для прохождения классификационного освидетельствования Регистром (документы действуют в течение 5 лет при условии ежегодного подтверждения). В результате затраты на ремонт и подтверждение классификационных документов не окупаются в течение 4-5 лет на тех направлениях и грузах, где работает судно, т.е. ремонт и подтверждение класса экономически нецелесообразно;
    - в случае, когда дальнейшая эксплуатация судна угрожает безопасности судоходства и связана с высокими рисками аварии;
    - в случае, когда рост эксплуатационных затрат, связанных с поддержанием судов в рабочем состоянии (топливо, масло, запчасти, материалы, страхование и др.), делает его дальнейшую эксплуатацию нерентабельной.

    По результатам анализа списания по отдельным проектам судов смешанного плавания можно сделать вывод о трех моделях списания, характерных для отечественных судов смешанного плавания:

    - классическое списание (1 модель), при которой значительная часть судов серии списывается при достижении судами максимального допустимого расчетного срока эксплуатации, как правило, 25-30 лет, а оставшиеся в эксплуатации суда списываются по фактическому состоянию (по убывающей);
    - списание из-за морального старения (2 модель), при которой значительная часть судов серии списывается при наступлении определенных внешних экономических обстоятельств (обвал рынка, потеря экономики в работе судна, несоответствие судна конъюнктуре рынка). При этом средний возраст списаний судов серии может и не достигать расчетного эксплуатационного срока (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191), а может быть и значительно выше (суда типа «Волго-Балт» проекта 2-95A/R);
    - списание по совокупности причин (3 модель), при которой суда серии списываются постепенно в зависимости от достижения допустимого расчетного срока эксплуатации, режимов эксплуатации и судовладельца.

    Списание из-за морального старения характерно для судов смешанного плавания, строившихся в своё время под определенные задачи, которые потеряли сейчас актуальность или «выпавших» из рынка судов - «трехтысячников» (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191, 037, типа "Волго-Балт" проекта 2-95A/R, проектов 326, 326.1 типа «СТК», проекта 1570 типа «Нефтерудовоз», проектов 285, 289, 787 типа «Ладога», проектов 1810двт, 1814двт типа «Морской», проектов Д-080, Д-080М типа «Славутич», проекта 1557 типа «Сормовский»).

    Классическое списание характерно для судов смешанного плавания, работающих / работавших преимущественно на реке (например, проекты 21-88, 21-89 типа «Калининград», проект 576 типа «Шестая пятилетка»), а также исключительно в морских районах (проект 566 типа «Олег Кошевой» (1 серия), проект 1588 типа «Василий Шукшин», проект 1572 типа «Кишинев»).

    Усредненное списание характерно для судов смешанного плавания, которые являются актуальными и сегодня, но списываются по ряду причин - техническое состояние, аварии, банкротство судовладельца и т.п. (суда проектов 781, 781э, 613, 620 типа «Балтийский», проектов 550, 558, 550А, 1577 типа «Волгонефть», проектов Р-77, 621 типа «Ленанефть», проектов 507А, Б, 1565 типа «Волго-Дон», проекта 05074 типа «Волжский», проектов 1743, 1743.1 типа «Омский», проектов 292, 0225 типа «Сибирский», проектов 19610, 1961 типа «Волга»). При этом многие из таких судов могут потерять актуальность в будущем, и модель списания будет соответствовать второй. К примеру, танкеры, не соответствующие Правилам МАРПОЛ, с 2018 года или суда, не дооборудованные системой обработки балластных вод в соответствии с Балластной конвенцией BWM 2004.

    Прогнозировать выбытие судов смешанного река-море плавания можно в целом для всего флота, но это будет очень грубой оценкой, так как зависимости выбытия для судов различных проектов значительно отличаются друг от друга.

    Прогноз - на 2020 год будет в работе примерно 835 судов, на 2025 год - примерно 362 самоходных грузовых судна классических серий, построенных до 2000 года.

    Таким образом, к 2022 году можно ожидать существенное снижение предложения флота судов смешанного река-море и ограниченного морского плавания и соответственно рост ставок на перевозки грузов, примерно в два раза, что вполне обоснованно позволяет финансировать постройку новых судов этого типа сейчас.




10 декабря 2022

07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с Днем рождения заместителя генерального директора Российского классификационного общества Николая Ефремова!

9 декабря 2022

19:00 Мировые бункерные индексы продолжили направленное снижение по итогам недели — обзор MABUX
18:56 Серия промерных судов для Гидрографического предприятия может быть продолжена в 2028-2029 годах — Александр Бенгерт
18:52 Россия предложила Индии сотрудничество в аренде и строительстве крупнотоннажных судов, чтобы не зависеть от ограничений ЕС
18:47 Атомный контейнеровоз «Севморпуть» может выполнять судозаходы в порт Усть-Луга — ФГУП «Атомфлот»
18:41 Росрыболовство выпустило приказ о распределении ОДУ на 2023 год для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна
18:28 ФТС направила мобильный инспекционно-досмотровый комплекс в порт Кавказ для сканирования грузов и транспорта
18:14 Док для обслуживания ледокола «Лидер» проекта 10510 целесообразно строить только в случае серии — «Атомфлот»
17:59 Международные P&I клубы предупреждают о рисках сокрытия происхождения груза из-за потолка цен на российскую нефть
17:45 Итоги недели с ПортНьюс
17:32 Для судостроения импортоопережение актуальнее импортозамещения — Алексей Рахманов
17:18 Поручено организовать мониторинг времени обработки паромов на линиях через порты АЧБ
17:07 Грузооборот морпортов РФ в январе-ноябре 2022 года вырос на 0,6% — до 768,2 млн тонн
16:54 Росатому до 2035 года понадобится три МСАТО для обслуживания атомных реакторов ледоколов проекта 22220
16:43 В Азово-Донском бассейне введены ограничения движения судов без ледового класса
16:28 Контейнерные перевозки на ЮВЖД за 11 месяцев выросли в 2 раза — до 3,4 тыс. TEU
16:13 РС обновил требования по оборудованию морских судов
15:57 Total Energies отзывает своих директоров из ПАО «НОВАТЭК»
15:44 «РЖД Логистика» планирует принять участие в проекте организации контейнерной линии на СМП
15:29 В Тверской области ищут поставщика двух речных пассажирских судов на воздушной подушке
15:12 Онежский ССЗ спустил на воду краболовное судно «Капитан Егоров»
14:58 ZIM запустила фидерный сервис PTF между грузинским портом Поти и турецкими портами
14:39 Попытка нелегального вывоза за рубеж 21 тонны топлива пресечена в порту Мурманск
14:24 Новейший МРК проекта 21631 «Наро-Фоминск» для ВМФ России спущен на воду на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького
14:10 Парусник Росрыболовства «Паллада» завершил 152-й учебный рейс
13:51 Из порта Одесса вышел балкер с 25 тыс. тонн пшеницы для Сомали
13:36 ФГБУ «Северный ЭО АСР» ищет подрядчика для ремонта судна
13:18 Грузовая паромная переправа «Самара — Рождествено» приостанавливает работу до весны
12:57 Производство судовых навигационных радиолокационных станций в Ростовской области выросло на 50% за 10 месяцев
12:39 Межнавигационный ремонт 203 судов будет выполнен в Двинско-Печорском бассейне
12:26 Маломерное рыболовное судно опрокинулось в Амурском заливе
12:11 Судостроительные предприятия СЗФО отмечают сохраняющийся спрос на строительство гражданских судов — Банк России
11:53 Коррупционную деятельность 26 лиц пресекли подразделения по противодействию коррупции ДВТУ в 2022 году
11:34 Генпрокуратура подала в суд новый иск, связанный с акциями FESCO — СМИ
11:16 Экспортные перевозки угля по РЖД в российские порты в ноябре выросли на 12,1%
11:02 Первое заседание рабочей группы по развитию Арктической зоны РФ пройдет в январе 2023 года
10:47 Количество ледокольных проводок в восточной части Финского залива за сутки составило 22 ед.
10:29 Приставы в Казани арестовали пассажирское судно судоходной компании, задолжавшей 9 млн рублей
10:14 Грузооборот порта Хамина-Котка (Финляндия) за январь-ноябрь 2022 года вырос на 10%
09:57 В порту Ванино проводку будут обеспечивать ледоколы «Магадан» и «Капитан Хлебников»
09:42 Жителя Якутии обвиняют в гибели пассажира моторного судна
09:26 В порту Холмск (Сахалин) таможенники впервые за 10 лет оформят партию импортных автомобилей
09:11 В морском порту Онега с 22 декабря устанавливают ледовые ограничения
08:52 Росморпорт ищет подрядчика дноуглубительных работ в акватории порта Кавказ
08:37 Бакинский судзавод сдал ASCO в эксплуатацию танкер «Академик Хошбахт Юсифзаде»
08:24 На внешней акватории порта Варандей (НАО) с 11 декабря вводят ледовые ограничения
08:00 «Белогородская судоверфь» заложила НИС «Викентий Зайцев» проекта ТСК.550

8 декабря 2022

19:00 Спотовые ставки на морские контейнерные перевозки с Дальнего Востока упали на 75% с начала 2022 года
18:56 Костромской СМЗ сдал седьмое промерное судно проекта 3330 серии для «Речводпути»
18:47 Программа флота для перевозки продукции для Баимского ГОКа будет утверждена в середине 2023 года
18:39 Водолазная служба Морспасслужбы получила сертификат деловой репутации премиального уровня
18:35 «Норникель» инвестировал в развитие портовых мощностей более 10 млрд рублей за последние 3 года
18:26 Якутии для обеспечения северного завоза требуется 11 земснарядов до 2030 года
18:14 Правительство РФ выделяет 37,7 млрд рублей для комплексного развития МТУ — Андрей Чибис
18:03 График движения атомного контейнеровоза «Севморпуть» на 2023 год будет опубликован в январе-феврале
17:48 Поставки рыбы по СМП требуют организации судоходной линии и развития судоремонта
17:34 Дефицит портовых мощностей по хранению рыбы на Дальнем Востоке составляет 800 тыс. тонн в период путины — «Востокгосплан»
17:17 «Норебо» планирует построить судно для добычи арктического криля за границей
17:00 Академия отраслевых рынков приглашает на онлайн курс «Рынок СПГ»
16:45 Для безопасности судоходства по СМП создается 4 центра МЧС и формируется группировка из 54 аварийно-спасательных судов