• 22 августа 2017 12:46

    В ГТЛК состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития компании на рынке водного транспорта

    В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития компании на рынке водного транспорта. Как сообщает пресс-служба Морского Инженерного Бюро, сессия была организована Институтом экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (директор Михаил Блинкин) с привлечением экспертов отрасли, ведущих специалистов ГТЛК, Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, Центра экономики транспорта, Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского, Российской палаты судоходства.

    ГТЛК - одна из ведущих организаций на рынке лизинговых услуг России, общий объем инвестиций которой в транспортную отрасль России за период 2009-2016 годы составил более 300 млрд руб., из них в водный транспорт - более 47 млрд руб. Только в 2016 году ГТЛК заключила договоры лизинга на поставку 18 судов, в основном сухогрузов, танкеров и танкеров-химовозов, а также комбинированных танкеров - сухогрузов смешанного река-море плавания.

    Подавляющее большинство российских коммерческих заказчиков проявляет интерес к лизингу именно грузовых судов смешанного река-море плавания, поэтому для формирования стратегии компании необходимо достоверно представлять потребность российского рынка в таких объектах - сухогрузных, нефтеналивных, комбинированных судах и судах-химовозах смешанного (река-море) плавания.

    На заседании с докладом «Потребность в грузовых судах для водного транспорта РФ» выступил профессор, доктор технических наук, генеральный директор Морского Инженерного Бюро Геннадий Егоров.

    Доклад был выполнен на основе специального исследования Морского Инженерного Бюро и ЦНИИ морского флота (генеральный директор Сергей Буянов) «Анализ рынка водного транспорта России», выполненного по заказу ГТЛК.

    Было показано, что водный транспорт России, в который входят, в том числе суда смешанного река-море плавания и ограниченных районов плавания в силу особых путевых условий сильно отличается от мирового флота.

    По сути, суда, которые интересуют российских заказчиков, это суда, привязанные по своим размерам к габаритам внутренних водных путей (например, «Волго-Дон максы» - танкеры проектов RST25, RST27, RST27M, сухогрузы проектов RSD49, RSD59, RSD62, комбинированные суда проекта RST54) либо к мелководью портов Азовского и Каспийского морей (проект RSD32M).

    Парадокс состоит в том, что на открытом морском рынке этим судам делать нечего (они не смогут быть конкурентоспособными с судами существенно большего размера - хендисайзами, панамаксами, суэцмаксами, кэпсайзами) - это эффект размера (5-7 тысяч тонн против 50-300 тыс. тонн груза). Но и, наоборот, на мировом рынке нет морских судов, которые могли бы «заместить» суда смешанного река-море флота.

    Для сведений, и речные суда из Европы тоже не могут быть конкурентоспособными на водном рынке России - опять же из-за эффекта размера (у них типовая грузоподъемность европейского судна смешанного река-море плавания 1700-2500 тонн против наших 5000-7000 тонн), а европейские суда ограниченных морских районов плавания имеют дедвейты около 4500 тонн при осадке 5-6 м (предел наших портов на Азовском и Каспийском море - 4,5 м).

    Именно в этом и состоит особенность флота большинства постсоветских компаний.

    Рынок водного транспорта отечественных клиентов, которым нужны RST25, RST27, RST27M, RSD49, RSD59, RSD62, RST54, RSD32M, а также некоторые особые типы судов, начиная с рейдовых накопителей и заканчивая паромами под российские терминалы с их малыми глубинами и ледовой обстановкой.

    В целом же, для сохранения уже перевозимого объема сухих грузов на реке и прибрежных перевозок, потребуется построить до 2020 года около 130-140 новых сухогрузных судов «Волго Дон макс» класса (проекты RSD49, RSD44 и их аналоги, сухогрузные вариант RST27), 60-80 новых сухогрузных барж, 20-30 буксиров-толкачей в европейской части.

    Общая потребность в танкерах «Волго-Дон макс» класса смешанного река-море плавания оценивается минимум в 100 единиц.

    Из исследованных 2195 построенных с 1956 по 1999 годы судов самоходных смешанного, внутреннего и ограниченного морского плавания самых известных серий на сегодня списано 812 судов (37%). Потеряно в катастрофах 98 (12%) со средним возрастом 29,7 года. Утилизировано 714 со средним возрастом сдачи на металлом 35,2 года, причем 342 (48%) при этом имели флаг не России.

    Работает 1179 единиц со средним возрастом 37,5 лет (из них с флагом России - 948).

    В отстое 204 судна со средним возрастом 40,6 года.

    Поэтому через 5-10 лет вполне объективно будут списаны более 50% эксплуатируемого в настоящее время флота, что приведет к обвалу объемов перевозок на водном транспорте.

    Основными критериями грядущего массового списания судов внутреннего и смешанного река-море плавания в РФ являются:

    - крайний физический износ;
    - моральное старение, в том числе по экологическим требованиям и по характеристикам самого судна;
    - большие капиталовложения в поддержание должного технического состояния судов для прохождения классификационного освидетельствования Регистром (документы действуют в течение 5 лет при условии ежегодного подтверждения). В результате затраты на ремонт и подтверждение классификационных документов не окупаются в течение 4-5 лет на тех направлениях и грузах, где работает судно, т.е. ремонт и подтверждение класса экономически нецелесообразно;
    - в случае, когда дальнейшая эксплуатация судна угрожает безопасности судоходства и связана с высокими рисками аварии;
    - в случае, когда рост эксплуатационных затрат, связанных с поддержанием судов в рабочем состоянии (топливо, масло, запчасти, материалы, страхование и др.), делает его дальнейшую эксплуатацию нерентабельной.

    По результатам анализа списания по отдельным проектам судов смешанного плавания можно сделать вывод о трех моделях списания, характерных для отечественных судов смешанного плавания:

    - классическое списание (1 модель), при которой значительная часть судов серии списывается при достижении судами максимального допустимого расчетного срока эксплуатации, как правило, 25-30 лет, а оставшиеся в эксплуатации суда списываются по фактическому состоянию (по убывающей);
    - списание из-за морального старения (2 модель), при которой значительная часть судов серии списывается при наступлении определенных внешних экономических обстоятельств (обвал рынка, потеря экономики в работе судна, несоответствие судна конъюнктуре рынка). При этом средний возраст списаний судов серии может и не достигать расчетного эксплуатационного срока (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191), а может быть и значительно выше (суда типа «Волго-Балт» проекта 2-95A/R);
    - списание по совокупности причин (3 модель), при которой суда серии списываются постепенно в зависимости от достижения допустимого расчетного срока эксплуатации, режимов эксплуатации и судовладельца.

    Списание из-за морального старения характерно для судов смешанного плавания, строившихся в своё время под определенные задачи, которые потеряли сейчас актуальность или «выпавших» из рынка судов - «трехтысячников» (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191, 037, типа "Волго-Балт" проекта 2-95A/R, проектов 326, 326.1 типа «СТК», проекта 1570 типа «Нефтерудовоз», проектов 285, 289, 787 типа «Ладога», проектов 1810двт, 1814двт типа «Морской», проектов Д-080, Д-080М типа «Славутич», проекта 1557 типа «Сормовский»).

    Классическое списание характерно для судов смешанного плавания, работающих / работавших преимущественно на реке (например, проекты 21-88, 21-89 типа «Калининград», проект 576 типа «Шестая пятилетка»), а также исключительно в морских районах (проект 566 типа «Олег Кошевой» (1 серия), проект 1588 типа «Василий Шукшин», проект 1572 типа «Кишинев»).

    Усредненное списание характерно для судов смешанного плавания, которые являются актуальными и сегодня, но списываются по ряду причин - техническое состояние, аварии, банкротство судовладельца и т.п. (суда проектов 781, 781э, 613, 620 типа «Балтийский», проектов 550, 558, 550А, 1577 типа «Волгонефть», проектов Р-77, 621 типа «Ленанефть», проектов 507А, Б, 1565 типа «Волго-Дон», проекта 05074 типа «Волжский», проектов 1743, 1743.1 типа «Омский», проектов 292, 0225 типа «Сибирский», проектов 19610, 1961 типа «Волга»). При этом многие из таких судов могут потерять актуальность в будущем, и модель списания будет соответствовать второй. К примеру, танкеры, не соответствующие Правилам МАРПОЛ, с 2018 года или суда, не дооборудованные системой обработки балластных вод в соответствии с Балластной конвенцией BWM 2004.

    Прогнозировать выбытие судов смешанного река-море плавания можно в целом для всего флота, но это будет очень грубой оценкой, так как зависимости выбытия для судов различных проектов значительно отличаются друг от друга.

    Прогноз - на 2020 год будет в работе примерно 835 судов, на 2025 год - примерно 362 самоходных грузовых судна классических серий, построенных до 2000 года.

    Таким образом, к 2022 году можно ожидать существенное снижение предложения флота судов смешанного река-море и ограниченного морского плавания и соответственно рост ставок на перевозки грузов, примерно в два раза, что вполне обоснованно позволяет финансировать постройку новых судов этого типа сейчас.


13 июля 2020

19:00 Глубоководный спасательный аппарат АС-34 отработал маневрирование под водой
18:40 РКВТ в 2020 году вручил дипломы по морским специальностям 167 выпускникам
18:18 Морспасслужба сдала в эксплуатацию после ремонта причал на Амуре
17:53 Правительство Ярославской области выделит более 12 млн руб. промпредприятиям на приобретение техники в лизинг
17:34 Экспортные перевозки угля по сети ОАО «РЖД» в июне 2020 года выросли на 1,9%
17:13 Восемь инвестпроектов Мурманской области претендуют на получение инфраструктурной субсидии
16:58 Грузооборот порта Вентспилс за январь-июнь сократился в 1,7 раза - до 6,8 млн тонн
16:41 «Новошип» проводил на пенсию ветеранов флота СКФ
16:16 Royal Caribbean купила оставшуюся долю в Silversea
15:59 CMA CGM прекратила экспорт древесины из Гамбии
15:35 Погрузка экспортных грузов на СКЖД в адрес черноморских портов в I полугодии 2020 года выросла на 3,3%
15:18 В тренировке кронштадтского парадного строя приняли участие корабли крупного водоизмещения.
14:56 В порту Шахтёрск провели учения по ЛАРН
14:36 «Газпром нефть» впервые поставила 144 тыс. тонн арктической нефти в Китай
14:14 Средние оптовые цены спотового рынка РФ на мазут М-100 к 10 июля выросли до 10 тыс. 425 руб. за тонну
13:54 Установлены допустимые осадки судов на акватории порта Усть-Луга (Ленобласть)
13:34 В Санкт-Петербурге установлен запрет на движение судов во время подготовки и проведения Главного военно-морского парада
13:16 Выручка ФГУП «Росморпорт» в первом полугодии 2020 года выросла на 6%
12:52 ЦС «Звездочка» поставил запасные лопасти гребных винтов для танкера «Михаил Ульянов»
12:29 Порт Охотск принял первое в 2020 году судно с углем
12:13 В Санкт-Петербурге изменен график разводки мостов в связи с подготовкой к проведению Главного военно-морского парада
11:51 На Камчатке пропал катер с тремя рыбаками
11:33 ПАО «НОВАТЭК» в первом полугодии 2020 года снизило добычу углеводородов на 0,2%
11:17 Возобновлены рейсы «Кометы» по маршруту Севастополь-Ялта-Севастополь
10:55 FESCO приобрела универсальный сухогруз «ФЕСКО Парис»
10:33 Цены на бункерное топливо 13 июля вырастут на $3-5 - аналитики MABUX
10:12 Установлены правила плавания судов во время подготовки и проведения Главного военно-морского парада в акватории Большого порта Санкт-Петербург
09:48 Нефть продолжает дешеветь
09:32 Экипаж спасательного судна ТОФ «Игорь Белоусов» в ходе учения обеспечил спуски глубоководного спасательного аппарата
09:14 В Тольятти в результате столкновения катера и гидроцикла погиб один человек, двое пострадали
08:55 Индекс стоимости фрахта Baltic Dry 10 июля
08:40 Возбуждено уголовное дело по факту разлива более 44 тонн авиатоплива на Таймыре
08:19 Корабли и катера нового поколения приняли участие в тренировке в Финском заливе
08:00 На базе Военно-морских сил США в Сан-Диего горит десантный корабль

12 июля 2020

19:34 Правительство направит 320 млн руб. на поддержку судоходных компаний
13:19 Грузооборот порта Хедланд (Австралия) за январь-июнь 2020 года вырос на 6,6% - до 273,9 млн тонн
13:06 Грузооборот порта Хельсинки за январь-июнь 2020 года снизился на 9,2% - до 6,6 млн тонн
12:57 Опубликован проект Порядка взаимодействия органов власти и организаций при проведении спасательных операций на море (документ)
12:48 Опубликован проект постановления правительства о лицензировании на водном транспорте (документ)
08:00 HHLA (Гамбург) внедрил технологию машинного обучения для прогнозирования времени пребывания контейнера на терминале
07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения директора по продажам Damen Shipyаrds Вадима Акимова!

11 июля 2020

08:35 Судоремонтный завод Gibdock выполнил судоремонтный контракт по заказу норвежской сейсморазведочной компании
08:22 МОТ поддержала меры, направленные на защиту моряков в условиях пандемии
08:11 Допускать иностранные суда для работ в России предлагается лишь в случае отсутствия специализированного флота
08:00 Fjords приняла в состав флота третий электрический круизный катамаран Legacy of The Fjords
07:45 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения генерального директора ООО «Пола Райз» Альберта Выговского!

10 июля 2020

19:00 Украина рассматривает возможность космического мониторинга состояния акваторий
18:40 В Тамани проведены учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море
18:18 Гендиректором «Газпром нефть шельфа» назначен Игорь Рустамов
17:57 АО «Судостроительный завод «Лотос» не будет выплачивать дивиденды за 2019 год
17:35 Инвестиции в развитие подходов к портам Северо-Запада в границах ОЖД за шесть месяцев 2020 года составили 3,4 млрд руб.
17:17 «Беломорская сплавная компания» увеличит месячные объемы перевозки сырья в 1,5 раза
16:58 В Мурманской области отменена самоизоляция для экипажей судов
16:39 Грузооборот порта Хамина-Котка (Финляндия) за январь-июнь 2020 года снизился на 14,2%
16:16 «Оборонлогистика» начала доставку грузов в пункты Арктики и Дальнего Востока
15:55 Росморпорт проводит тендер на поставку судового топлива с содержанием серы до 0,1% в порт Усть-Луга
15:34 В Рязанской области наплавные мосты через Оку будут обслуживать два новых катера
15:18 На Кипре построят первый в стране СПГ терминал
14:56 Погрузка экспортных грузов в порты выросла с начала года на 3,3%
14:38 Приморская транспортная прокуратура добилась погашения задолженности по зарплате перед экипажем судна «Один»