№1.1 (май 2022)   |   Технологии. Оборудование

Энергопереход в судоходстве уперся в технологии

Международная морская организация последовательно ужесточает международные нормы, стремясь к 2050 году сократить выбросы парниковых газов с морских судов как минимум вдвое. Чтобы достичь этой амбициозной цели, судовладельцам необходимо уже сегодня формировать стратегии развития своего флота. Однако пока на мировом рынке нет доступных технологий для полноценного перехода на использование альтернативного неископаемого топлива.

Углеродное регулирование с каждым годом оказывает все большее влияние на планы развития различных направлений экономики. Не является исключением и морское судоходство. Единые требования и правила для всей индустрии устанавливает агентство ООН — Международная морская организация (ИМО, IMO). Она разрабатывает, согласовывает и принимает конвенции, которые после одобрения различными государствами вступают в действие как на международном, так и на национальном уровне.

По лестнице углеродной интенсивности

Программа последовательного снижения выбросов парниковых газов с морских судов внедряется IMO с 2008 года. Эта программа включает в себя ряд отчетных дат, по достижении которых в силу вступают новые, более строгие ограничения. Первые такие точки отрасль уже прошла в 2015 и 2020 годах. В обоих случаях ужесточались требования к энергоэффективности судов-­новостроев: все выходящие с верфей новые суда должны были гарантировать сниженную на 10% (после 2015 года) и на 20% (после 2020 года) интенсивность выбросов СО2, по сравнению с уровнем 2008 года.

Как рассказал на организованной медиа-­группой «ПортНьюс» V Конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы», прошедшей в октябре 2021 года, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» (СКФ) Игорь Тонковидов, следующая важная отсечка приходится на 2023 год, когда планируется ввести два новых показателя оценки энергоэффективности: индекс достигнутой энергоэффективности существующих судов (EEXI) и индикатор углеродоемкости (Carbon Intensity Indicator, CII), на основе которого будут определяться эксплуатационные требования к снижению выбросов с каждого конкретного судна.

«Двой­ной подход направлен на решение как технических (то, как судно модернизируется и оснащается), так и эксплуатационных (как судно работает) мер», — пояснялось в пресс-­релизе IMO.

В своем выступлении на конференции «Портньюс» Игорь Тонковидов выразил мнение, что эти требования окажут существенное влияние на профиль перевозок с точки зрения соблюдения скоростных режимов.