№4 (декабрь 2021)   |   Портовая инфраструктура

Терминальный камень

для мощения территорий с высокими нагрузками на дорожное основание

Мелкоразмерные искусственные камни мощения все чаще применяют для обустройства покрытий высоконагруженных территорий — контейнерных терминалов, зон стоянок грузового транспорта, портов и доков. В целом, это общемировая практика использования нежестких дорожных одежд для обустройства покрытий площадок с особо высокими нагрузками на дорожное основание.

При мощении территорий с особо тяжелыми нагрузками на дорожное покрытие используются камни толщиной не менее 100 мм. При этом форм-фактор камня мощения имеет замковое соединение для лучшего распределения на основание дорожной одежды горизонтальных нагрузок от движения автотранспорта и подъемно-­транспортных машин.

До недавнего времени для использования дорожных покрытий из камней мощения на территориях морских портов и контейнерных терминалов не имелось нормативной базы. Это вызывало сложности при согласовании проектов. Однако за последние годы эта проблема была устранена. Основные документы для проработки проектов, разработанные Ассоциацией производителей вибропрессованных изделий АПВИ.РФ, пособие «Мощение территорий с особо высокими нагрузками на дорожное покрытие. Порты. Контейнерные терминалы. Складские площадки. Аэродромы» и другие отраслевые дорожные нормы с 2016 года были дополнены.

В частности, были приняты следующие нормативные документы, в которых предусматривается применение камней мощения для таких территорий:

• СП 350.1326000.2018 Свод правил. Нормы технологического проектирования морских портов (взамен действовавших с 31.3.05–97 ведомственных строительных норм: « Нормы технологического проектирования морских портов»);

• СП 262.1325800.2016 Свод правил. Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства (табл. 1);

• СП 316.1325800.2017 Свод правил. Терминалы контейнерные. Правила проектирования (табл. 2).

Таким образом, применение мелкоштучных бетонных элементов в качестве элементов верхнего слоя покрытий стало допустимо.

Несмотря на имеющийся положительный опыт применения мелкоштучных элементов мощения на промышленных территориях, необходимо тщательно подходить к вопросу проектирования конструкций нежестких дорожных одежд, учитывая технические особенности материалов покрытия, и соблюдать правила устройства основания при выполнении работ по мощению. Это позволит избежать возможных ошибок при проектировании, монтаже и эксплуатации.

 

Примеры распространенных ошибок при проектировании, монтаже и эксплуатации мелкоразмерного искусственного камня мощения:

Конструктивные нарушения при монтаже

Несущая способность конструкции по покрытию на территории грузового склада морского терминала составляла 20 т/кв. м (статическая нагрузка от складируемого материала — металлических слябов и катушек листовой стали). Основная динамическая нагрузка прилагалась вилочным погрузчиком грузоподъемностью 28 тонн, имеющим эксплуатационную массу 37,7 тонн.

Суммарный объем мощения составил чуть менее 20000 кв. м.

 

В процессе мониторинга дорожного покрытия техническими специалистами завода-­производителя и подрядной организации, производившей устройство конструктивных слоев площадки, спустя год были зафиксированы локальные просадки до 50 мм и разрушения камней мощения. Установлено, что применение объемной георешетки при монтаже камней мощения затрудняет уплотнение несущего слоя и способствует образованию дополнительных динамических деформаций (эффект «матраса»), приводящих к разрушению плиточного покрытия (рис. 1).

Отсутствие просыпки швов

Отсутствие просыпки межплиточных швов камней мощения после укладки и осадки при эксплуатации приводит к дестабилизации изделий, их горизонтальному смещению и сколам отдельных граней, а также к снижению несущей способности покрытия (рис. 2).

Отклонения геометрических параметров камней мощения

Отклонения геометрических параметров камней мощения (юбка, бочка, слоновая нога) от требований ГОСТ 17608–2017, возникающие при производстве, приводят к проблемам в мощении. Особенно важно соблюдать эти требования  в случае механизированной укладки. Изделия с большими отклонениями по геометрии препятствуют плотному контакту со смежными элементами, не удерживаются захватом машины и выпадают из ряда (рис. 3).

Фотографии предоставлены автором

Елена Любомирова, заместитель директора по развитию
СЗФО ООО «ВЫБОР-СПб»
Тел. + 7 (921) 573–69–44
E-mail: Lyubomirova.EE@vibors.ru
www.vibor-spb.ru




Партнеры номера