№3 (2021)   |   Морской транспорт. Судостроение

Многофункциональность во льдах

Российский аварийно-­спасательный флот обновляется сложными многофункциональными судами. По проекту MPSV12 Морского инженерного бюро уже построены и эксплуатируются три мелкосидящих буксира-­спасателя арктического класса Arc5 и заказываются новые.

Заметная часть отечественного аварийно-­спасательного флота построена в прошлом веке. Потребность в его обновлении на современный и эффективный стала насущной к концу первого десятилетия нового века. Для решения этой задачи возникла необходимость в разработке новых отечественных проектов для строительства спасательных судов, с учетом глобальных трендов и требований к их функционалу, энергетическим установкам и технической оснащенности.

При создании концепта проекта аварийно-­спасательного судна специалисты Морского инженерного бюро проанализировали характеристики существующих спасательных судов и фактически выполняемых ими функций и современных зарубежных аналогов. Также был проведен комплекс исследований, т.  к. наличие сложного сочетания функций приводит к взаимно противоречивым тенденциям в выборе обводов, главных размерений и других свой­ств многофункциональных спасательных судов. Одновременно необходимо было выполнить условия по шести возможным режимам эксплуатации:

• переход с эксплуатационной скоростью (примерно 70% от полного хода), характерный для нахождения в заданном районе и для обычных переходов судна;

• режим полного хода при выходе на спасение — достижение высокой скорости свободного хода, что обеспечивает снижение времени подхода к аварийному судну;

• буксировка плавучих объектов — обеспечение необходимой тяги на гаке при выполнении буксировочных операций;

• обеспечение достаточного упора для стягивания аварийного судна с мели;

• эксплуатация во льдах, в том числе обеспечение ледокольных функций, для судов ледового плавания — обеспечение требуемой мощности по Правилам РС в соответствии с выбранной ледовой категорией судна;

• режим динамического позиционирования, необходимый для тушения пожаров, выполнения подводных работ, передачи грузов в режиме ship-to-ship на волнении и при ветре. Скорость свободного хода МСС должна быть не менее 13–15 узлов.

Результатом исследований стал проект MPSV12 (табл. 1) мелкосидящего многофункционального аварийно-­спасательного судна с арктическим классом Arc5 для самостоятельной работы в сплошном ледяном поле толщиной около 0,5 м, с неограниченным районом плавания, с возможностью плавания в канале за ледоколом в среднем однолетнем льду толщиной до 1,2 м и рабочим диапазоном осадок от 3,20 м до 4,50 м. При этом спасательное судно имеет сложнейший набор функций: патрулирование, поиск и помощь терпящим бедствие судам, судоремонтные и водолазные работы, буксировка, ЛАРН, спасение, эвакуация и размещение людей, тушение пожаров, доставка грузов и людей.

В деталях

Форма корпуса проекта MPSV12 создавалась с использованием методов вычислительной гидромеханики (CFD-моделирования). Корпус и винторулевой комплекс судна спроектированы на ледовую категорию Arc5, при этом предусмотрена возможность эксплуатации судна при температурах до –30 oС.

В качестве основных средств движения и управления судна используют два ледовых винта регулируемого шага и два обтекаемых полуподвесных полубалансирных руля на двух штырях с закрылками. Пропульсивный комплекс обеспечивает судну скорость не менее 14 узлов. Главная энергетическая установка — дизельная, состоящая из двух главных двигателей мощностью 2610 кВт каждый. Запасы топлива располагаются в районе машинного отделения. Вместимость цистерн обеспечивает автономность судна 30 суток в режиме аварийно-­спасательного дежурства и патрулирования.

 



Партнеры номера