№1 (2021)   |   Бункеровка

Твердые перспективы сжиженного газа

Судоходство на сжиженном природном газе (СПГ) на Балтике осуществляется уже несколько лет. Одновременно формируется инфраструктура — уже работает СПГ-терминал «Криогаз-Высоцк». Однако собственного танкера-бункеровщика СПГ у России до сих пор нет. Этот пробел вскоре восполнит бункеровщик «Газпром нефти», спущенный на воду в декабре 2020 года.

Балтийское море входит в зону особого контроля за выбросами с судов (зона ECA). Здесь с 1 января 2015 года введено ограничение на содержание серы в судовом топливе — не более 0,1%. С 1 января 2020 года были ужесточены экологические требования к судовому топливу в морских международных акваториях всего мира. Согласно международной конвенции MARPOL-2020, с прошлого года допускается использование топлива с предельным содержанием серы на уровне не выше 0,5%, за исключением зон ECA. Это требование делает невозможным применение традиционного мазута в качестве судового топлива при отсутствии на судах скрубберов. Следствием введенных ограничений стала глобальная трансформация бункерного рынка — начал меняться ассортимент судового топлива, участники рынка приступили к пересмотру стратегий своего развития.

Еще до начала действия ограничений ключевые нефтеперерабатывающие предприятия России приступили к технологической модернизации производственных мощностей, чтобы обеспечить производство и поставку судового топлива с содержанием серы не более 0,5%. В результате нефтеперерабатывающие мощности оказались в целом готовы к вступлению в силу новых экологических требований. По оценкам аналитического отдела ИАА «ПортНьюс», вопреки опасениям отраслевого сообщества, топливный переход на российском бункерном рынке удалось пройти без сбоев — порты функционировали в штатном режиме, дефицита конвенционных нефтепродуктов не наблюдалось даже при резко возросшем спросе на них. Судоходные компании, флот которых не оборудован скрубберами, с экономически более выгодного высокосернистого мазута перешли на закупку экологичного низкосернистого топлива. В этом контексте показательны данные Ценового бюллетеня ИАА «ПортНьюс» на бункерное топливо, реализуемое в российских портах за 2020 год. Из него следует, что в отечественных портах Южного бассейна, где в 2019 году 90% приобретаемого топлива составлял тяжелый мазут (стандарта IFO-380 HS), по итогам 2020 года его полностью заместил мазут с содержанием серы до 0,5% VLSFO и малосернистое дизельное топливо MGO.

Следует отметить, что одновременно меняется и ассортимент низкосернистого топлива — он стал гораздо разнообразнее. Ключевые бункеровочные структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) вывели на рынок новые виды низкосернистого судового топлива. Например, компания «Газпромнефть Марин Бункер» в 2020 году начала реализацию судового топлива марки ТСУ-180 (RME-180) вид М, являющегося собственной разработкой Омского нефтеперерабатывающего завода «Газпром нефти», которая полностью соответствует требованиям международной конвенции MARPOL-2020. По итогам 2020 года «Газпромнефть Марин Бункер» стал лидером российского бункерного рынка по поставкам судового топлива с содержанием серы менее 0,5% с результатом около 1 млн тонн.

Очевидно, что экологические требования впредь будут лишь ужесточаться. Мировое сообщество принимает меры, направленные на сокращение негативного воздействия водного транспорта на окружающую среду, поэтому можно ожидать, что судоходство в будущем ожидают еще более радикальные изменения.



Партнеры номера