№4 (ноябрь 2020)   |   Судостроение

Речной трамвай поможет городам

Развитие пассажирского водного транспорта может повысить качество жизни горожан, разгрузить дорожную сеть и улучшить экологическую ситуацию. В мире есть энергоэффективные и экологичные проекты водных трамваев и паромов на электрической тяге, которые можно адаптировать к конкретным потребностям местных операторов.

Уже сегодня в некоторых европейских странах проблемы дорожных пробок и сокращения вредных выбросов в городах решают путем развития водного транспорта для перевозки пассажиров. В частности, власти Амстердама приступили к реализации десятилетнего проекта по обновлению более 150 паромов и туристических теплоходов, курсирующих по городским водным артериям, на экологически чистые суда. Проект планируется завершить к 2030 году.

Компания Damen как разработчик маневренных и комфортных для пассажиров энергоэффективных судов с нулевым уровнем вредных выбросов стала участником
этого проекта. Помимо этого, компания также оказывает экспертную поддержку при проектировании и развертывании общегородской сети для подзарядки аккумуляторных
батарей и других совместных действий, которые помогут снизить общие затраты при реализации проекта.

В июле 2020 года Damen передала в эксплуатацию компании Arriva Denmark пять электрических речных трамваев проекта 2306 E3 для обслуживания маршрутов в Копенгагене (Дания). Arriva эксплуатирует суда от имени Агентства общественного транспорта Дании (Movia).

Эти 23‑метровые суда, вмещающие до 80 пассажиров каждое, отличаются инновационной конструкцией и оснащены сложными системами для контроля в удаленном режиме.

В этом проекте Damen также выступила в качестве поставщика комплексных решений для паромной сети. Специалисты компании изучили варианты берегового энергоснабжения, которые удовлетворяли бы требованиям Movia, заключавшимся в том, чтобы 60% электроэнергии для работы судов поступали из экологичных источников. Как поставщик комплексных решений Damen обеспечила взаимодействие всех участников проекта, что сказалось на успешном его завершении.

Что касается более крупных проектов, то сейчас в стадии строительства на румынской верфи Damen Shipyards в Галаце находятся два полностью электрических парома серии Damen Road Ferry 6819 E3. Паромы строятся по заказу министерства транспорта канадской провинции Онтарио.

Длина одного парома составляет 68 м, грузовая вместимость — 42 автомобиля, пассажировместимость — 300 человек. Другое судно имеет в длину 98 м, вместимость 83 автомобиля и 400 пассажиров.
После передачи в эксплуатацию оба судна серии E3 будут обслуживать паромный маршрут в канадских территориальных водах Великих озер Северной Америки.

ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО РЫНКА

Россия с ее многочисленными озерами, реками и островами имеет большой опыт эксплуатации пассажирского флота. На учете Российского речного регистра (РРР) находится более 23 тыс. судов и плавучих
объектов, в том числе 1,6 тыс. пассажирских судов различных типов, каждое из которых может перевозить от 25 до 300 пассажиров.

Например, в Санкт-Петербурге пассажирский флот активно эксплуатируется в основном для обслуживания туристов и отдыха горожан. Небольшие водные такси, перевозящие пассажиров по р. Неве, также больше используются для прогулок, нежели по прямому предназначению. Попытка внедрить аква-автобусы в городскую сеть общественного транспорта была предпринята властями Санкт-Петербурга
в 2010 году. Однако спустя шесть лет после запуска проекта он был закрыт.

Впрочем, эту идею подхватили в столице, где проблема дорожных пробок — одна из самых острых в стране. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы рассматривает возможность организовать два маршрута «речных трамваев». Один — от парка Фили до Киевского вокзала, на котором будут перевозиться более миллиона человек. Второй маршрут будет обслуживать юг города, от Новоданиловской набережной в Донском районе до Печатников. Для организации перевозки пассажиров предполагается сформировать флот, способный перевозить от 20 до 30 пассажиров, который будет курсировать по расписанию так, чтобы время ожидания на остановках составляло не более 4–10 минут. В зимнее время маршрут будут обслуживать суда, имеющие ледовый класс. Столичные власти считают, что водный пассажирский транспорт обеспечит четкое соблюдение расписания рейсов, станет удобным для поездок с обычными билетами общественного
транспорта.

Еще одной перспективной нишей в России также являются пассажирские паромы. Средний возраст судов действующего в России паромного флота составляет 37 лет, а возраст самых старых судов в эксплуатации — до 70 лет и более. Чтобы воспользоваться транспортным потенциалом, представленным ее водными путями, России потребуется не только увеличить количество действующих паромов,
но и обновить значительную часть имеющегося флота на эффективный и современный.

Компания Damen, много лет сотрудничающая с российскими верфями в проектах строительства буксирных судов, земснарядов и ледокольных судов обеспечения, краболовов, готова поделиться своим опытом и компетенциями и в сегменте речных пассажирских судов, эксплуатируемых в городской черте. ООО «Дамен Инжиниринг» в Санкт-Петербурге (Damen Engineering St. Petersburg) адаптирует
проекты пассажирских судов, разработанных Damen, к конкретным потребностям местных операторов. Холодные зимы в России — лишь одна из проблем, которых нет на многих других рынках, и команда инженеров из Санкт-Петербурга имеет богатый опыт работы для учета этого и других факторов, характерных для местного рынка.

«Наверное, будет некоторым преувеличением утверждать, что паромы вступают в свой золотой век, но как часть интегрированной транспортной сети они могут стать экономически эффективным решением для многих густонаселенных мегаполисов, которые пока не в полной мере используют водные пути, но при этом ищут новые способы для безопасного и комфортного передвижения своих жителей», — сказал директор Damen Holding Russia Вадим Акимов, характеризуя перспективы развития городского паромного и прогулочного секторов в мире и России.



Партнеры номера