Обзор прессы

11 мая 2010

Компания «BACTEC» атакует мины в Балтийском море

Технология нейтрализации подводных боеприпасов достаточно однообразна и включает в себя несколько этапов: поиск и обнаружение подводного взрывоопасного объекта, классификацию контакта и принятие решения на уничтожение, доставку под воду подрывного заряда или автономным подводным аппаратом, или водолазом-подрывником, подрыв заряда.

Из  официального пресс-релиза Министерства обороны Латвии от 19 марта 2010 года:

«Во время операции по поиску и уничтожению  морских мин MCOPLAT 2009 в территориальных водах Латвии были обезврежены 95 взрывоопасных объектов.   

В море найдены 13 донных мин, две торпеды  и 80 якорных мин. В  общей сложности  с 1996 года в Ирбенском  проливе и Рижском  заливе уничтожено 629 взрывоопасных объектов.

В ходе операции MCOPLAT 2009 Военно-морские силы очистили от взрывоопасных объектов территорию в 55 квадратных морских миль. За 13 лет, с 1996 по 2009 год, от мин и торпед очищено более 230 квадратных миль».

За  сухими строчками официального сообщения  стоит, прежде всего, мужество и профессионализм военных моряков умело уничтожающих мины на дне Балтийского моря.

Технология нейтрализации  подводных  боеприпасов достаточно однообразна  и  включает в себя несколько  этапов: поиск и обнаружение подводного взрывоопасного объекта, классификацию контакта и принятие решения на уничтожение, доставку под воду подрывного заряда или автономным подводным аппаратом, или водолазом-подрывником, подрыв заряда.   

Работы на 800 лет

Вес подрывного заряда для уничтожения  мины может быть различным, но доходит он до 50 кг. Дело в том, что взорвать старую мину, пролежавшую под водой от 65 до 95 лет очень трудно. Если мина лежит на дне, значит, она наполнена водой. Взрывчатое вещество тротил или тротил-гексоген после нахождения в воде несколько десятилетий теряет до 90% своей мощности. Вес боевого заряда морской мины бывает до 300 кг, и если от него останется только 30 кг, этого тоже достаточно, чтобы принести определённые неприятности (напомним, что тротиловая шашка весом 200 граммов разносит легковой автомобиль).

Ещё более опасны донные мины, вес заряда которых достигает 800 кг, и к тому же нахождение на дне таких мин является их рабочим положением, они более герметичны, могут сохранять заряд сухим многие десятилетия.  

Вторым  определяющим фактором для оценки состояния старых мин является сохранность механизмов подрыва. За полвека часовые механизмы, инерционные, магнитные и акустические взрыватели безнадёжно ржавеют и не способны выдать импульс на подрыв боевого заряда. Исключение составляют «рога Герца»  – их стеклянные ампулы, наполненные «жидкостью Грене», и через сто лет при разбивании исправно выработают электрический ток. Если бы не боящийся влаги пироксилин, то мины Герца образца 1877 года, корпуса которых изготавливались из оцинкованного железа, и сегодня могли бы быть самым опасным морским оружием ибо у них внутри просто нечему ломаться и ржаветь.

Чтобы уничтожить мину, лежащую  на дне, нужно применить достаточно мощный внешний заряд, который должен вызвать детонацию старой взрывчатки. Если на учениях MCOPLAT 2009 было уничтожено 95 взрывоопасных объектов, то можно предположить, что на их подрыв военно-морские силы израсходовали 4750 кг взрывчатки (95х50 кг). Ещё надо учесть, что некоторые мины после первого взрыва не детонируют, приходится операцию подрыва повторять.

Подводный взрыв характеризуется несколькими поражающими свойствами, но он также имеет и факторы, влияющие на окружающую среду. Прежде всего, они вызывают гибель рыб, уничтожение придонных организмов, образование воронок на дне, возможную интоксикацию определённого объёма воды продуктами взрыва.

Однако на всех противоминных операциях, проводимых военно-морскими силами стран Балтийского моря, решение вопросов по защите окружающей среды отодвигается на второй план. Военные моряки прежде всего выполняют закон, требующий от них обеспечения безопасности навигации на международных торговых путях.

Каждый  год корабли военно-морских флотов стран Балтики находят и уничтожают несколько десятков мин, расходуют тонны взрывчатки. Если учесть, что на дне Балтийского моря находится более 80 000 мин (по немецким данным около 150 000 взрывоопасных объектов), и в год будет уничтожаться по 100 мин, то военным морякам работы хватит на 800 лет. Ещё более интересные перспективы открываются, если все эти 80 000 мин в итоге взорвут…

Высший стандарт

Однако  ситуация с защитой окружающей среды меняется, когда речь заходит о коммерческом строительстве на дне Балтийского моря. В этом случае правительства прибрежных стран вправе потребовать от производителя работ соблюдения более высоких стандартов безопасности для окружающей среды.

В этих условиях компания «Nord Stream»  внимательно относиться ко всем природоохранным мероприятиям, проводит изучение воздействия газопровода на окружающую среду и особое внимание уделяет методам уничтожения боеприпасов, находящихся в пределах строительного коридора газопровода.

Уничтожить  мину, находящуюся под водой, без  последствий для окружающей среды невозможно. Одной из основных целей деятельности компании «Nord Stream» является минимизация этого ущерба и применение природосберегающих технологий.  После определённых поисков и исследований партнёр, который сможет уничтожить мины с минимальным ущербом для окружающей среды, был найден. И таким партнёром стала британская фирма «BACTEC International Limited».  

Проверено. Мин нет

На  Земле много мест, где за последние 100 лет произошло немало войн и региональных конфликтов. По оценке ООН более 70 стран  стоят перед проблемой необходимости очистки своих территорий от мин, бомб, снарядов и других взрывоопасных объектов.

Обычно  во всех странах вопросами разминирования занимаются военные специалисты. Боевые взрывчатые вещества требуют к себе особого, профессионального отношения. Однако объём работ по ликвидации минной опасности настолько велик, что к этой работе привлекаются и частные фирмы.

Фирма «BACTEC» организована в 1991 году, чтобы оказывать услуги по разминированию, поддержке строительных  проектов и международных инициатив по ликвидации мин, артиллерийских снарядов и других взрывоопасных объектов.

Цель  «BACTEC» состоит в том, чтобы уменьшить и устранить угрозу, вызванную невзорвавшимися артиллерийскими снарядами и минами, уменьшить воздействие, которое оказывают неразорвавшиеся боеприпасы на инфраструктуру, жизнь людей, экономику и экологию.

Главный офис фирмы находится в городе Рочестере (Rochester), в графстве Кент, в Великобритании. Компания  «BACTEC» имеет свои отделения в Австралии, Лаосе, Камбодже, Мозамбике, Ливии и Ливане. С 1991 года «BACTEC» непосредственно участвовал в нейтрализации более чем 500 000 наземных мин и тысяч тонн неразорвавшихся артиллерийских снарядов; проверил и очистил более 17 000 000 кв. м территорий в сорока странах.

Одним из направлений деятельности «BACTEC» является оказание услуг по разминированию морских боеприпасов при строительстве портов, доков, причалов, мостов, гидротехнических сооружений в береговых областях. Услуги морского разминирования могут потребоваться также при реализации проектов по прокладке подводных кабелей, трубопроводов, строительству дамб и насыпных сооружений.

На  строительстве газопровода «Северный  поток» компания «BACTEC»  обеспечивает очистку от мин строительного коридора в Финском заливе в финских территориальных водах.  

Технология  уничтожения мин, применяемая компанией  «BACTEC», отличается от изложенной выше военно-морской методики. «BACTEC» уничтожает мины методом направленных кумулятивных взрывов, а также проводит природоохранные мероприятия.

Подрывной заряд для уничтожения мины доставляется под воду автономным телеуправляемым аппаратом ROV.

Вопросы и ответы

Журнал BALTFORT обратился к компании «BACTEC» c просьбой ответить на несколько вопросов. Предоставить ответы любезно согласился директор по менеджменту г-н Кевин Нибоун (Mr. Кevin Kneebone).

Вопрос: Имеет ли компания «BACTEC» опыт уничтожения морских мин в других морях?

Ответ: Да, «BACTEC» имеет опыт работы в Северном море, Английском канале (пролив Ла-Манш), на Тихом океане и в Красном море.

Вопрос: Использует ли «BACTEC» кумулятивные заряды при уничтожении мин на трассе газопровода «Северный поток»?

Ответ: Система точечных кумулятивных взрывов, используемая «BACTEC» в этом проекте, представляет собой определённый набор взрывчатого вещества, которое способно проникнуть через оболочку корпуса мины и воздействовать на основной заряд. Этот процесс будет использован при уничтожении всех мин, находящихся в зоне ответственности «BACTEC». Основное правило, выполняемое «BACTEC», – количество взрывчатого вещества, применяемого для уничтожения мин, должно быть минимальным.

Вопрос: Правильно ли мы понимаем схему воздействия кумулятивного заряда на корпус мины на представленной нами схеме?  

Ответ: Основная идея в рисунке правильна.

Вопрос: Какое количество мин уже уничтожено в зоне ответственности «BACTEC»?

Ответ: К настоящему времени уже уничтожено 10% мин и работы продолжаются.  

Вопрос: Возможно ли, чтобы остатки взорванных мин были переданы в музей?

Ответ: Вряд ли это будет возможно, поскольку эти остатки вообще трудно идентифицировать.   

Использование кумулятивного заряда с минимальным количеством взрывчатого вещества является не единственным способом, применяемым компанией «BACTEC» для уменьшения воздействия на окружающую среду.

Постоянно в районе работ ведётся мониторинг рыб и морских млекопитающихся, работает подводный излучатель ультразвука высокой интенсивности, который создаёт дискомфортные условия для обитателей подводного мира. Непосредственно перед подрывом кумулятивного заряда производится подрыв звукового патрона, который резко отпугивает косяки рыб и тюленей, затем подрывается основной заряд.

После взрыва мины место работ обследуется  подводным аппаратом ROV (remotely operated vehicle) c целью оценки результативности операции.

Можно надеяться, что передовые природосберегающие технологии, применяемые компанией «BACTEC» на подводных работах в Балтийском море, найдут своё применение и в военно-морских флотах Балтийских стран при проведении противоминных операций.  

Статья опубликована в балтийском военно-историческом журнале BALTFORT № 1 (10) за 2010 год.

www.melkon.lv