Обзор прессы

8 июня 2021

Вокруг света за 10 дней. Обзор рынка мировых грузоперевозок

Компании транспортной отрасли перевозят грузы по всему миру, от зерна и нефти до электроники и одежды — воздушным, морским, наземным транспортом. Разберем, как грузоперевозки влияют на мировую экономику и какие компании доступны российскому инвестору.

Дорогие перевозки ведут к росту цен на товары

В пике фрахт из Китая в Европу стоил больше $10 тыс за 1 контейнер, что является максимумом за последние 10 лет.

Фрахт — оплата за перевозку груза, которая подтверждается подписанным договором или международным законодательством. Для транспортировки грузов от поставщика к заказчику необходимо заключить фрахтовый контракт между контрагентами.

Стоимость фрахта нефиксированная, вот главные факторы, которые на нее влияют:

- Длина маршрута (чем дальше, тем дороже)
- Безопасность маршрута (если судну нужно пересекать зоны боевых действий, стоимость доставки увеличивается)
- Маршрут пролегает через Босфорский или Панамский каналы. За переход грузовых судов взимается пошлина.
- Перевозка опасных грузов.

В прошлом году стоимость контейнерных перевозок выросла на 458%. Причинами активного роста стали дефицит контейнеров в Китае, блокировка Суэцкого канала, логистические проблемы в морских портах. Кроме этого, в ноябре 2020 г. Китай ввел новые требования к ввозимым грузам, что увеличило время их оформления и еще больше сказалось на доступности контейнеров. Ажиотаж вокруг контейнерных перевозок, вероятно, сохранится в 2021 г.

Основные заказчики масштабных грузоперевозок — производители товаров. Маловероятно, что они будут брать на себя возросшие логистические расходы. Сегодня производители понесут повышенные расходы за перевозку, а завтра компенсируют затраты, повысив цену конечной продукции.

Например, в стандартный контейнер помещается 70 холодильников.

Из-за роста цены фрахта с $1500 до $10 000, каждый холодильник из перевозимой партии за $10 000 будет стоить на 120$ дороже.

Отслеживание динамики мировой торговли

Учитывая важность отрасли судоходства в международной торговле, она часто выступает ведущим экономическим индикатором: по данным по перевозкам можно судить о приближающемся замедлении или ускорении экономики.

Отслеживать динамику можно с помощью индекса Baltic Dry Index (BDI). Он оценивает почти двадцать основных судоходных маршрутов и измеряет изменение ставок, взимаемых с судов, перевозящих товары, такие как железная руда и зерно.

Если индекс начинает снижаться, это говорит о том, что спрос на судоходные мощности падает и намекает на будущее замедление мировой экономики.

В то же время рост Baltic Dry Index означает рост спроса — это признак плавного движения экономики вверх.

Экономический рост позволяет судоходным компаниям назначать более высокие ставки за доставку и получать больше чистой прибыли.

Полученную прибыль компании могут использовать для расширения парка транспорта, отправить на выплаты дивидендов или байбек акций.

С другой стороны, экономический спад снижает спрос, что приводит к падению дневных ставок и, как следствие, падению чистой прибыли. В стадии рецессии или кризиса условия могут стать настолько сложными, что грузоперевозчики будут работать в убыток.

Рассмотрим компании, связанные с перевозками и логистикой, акции которых торгуются на Санкт-Петербургской бирже.

Судоходство (морские грузоперевозки)

Matson (MATX) — транспортно-логистическая компания, предлагающая услуги по морским и интермодальным перевозкам на внутренних, международных железных и автомобильных дорогах, а также логистику цепочки поставок. Компания в основном перевозит сухие контейнеры с охлажденными товарами, продуктами питания и напитками, стройматериалами, домашним скотом, морепродуктами.

Маршруты перевозок включают доставку из Китая в Калифорнию, на острова в южной части Тихого океана, в Японию.

Компания основана в 1882 г. Капитализация — $4 млрд.

Выручка
В 2020 г. составила до $2,38 млрд (+8% г/г). Согласно консенсус-прогнозу, от бизнеса ожидают роста EPS в 2021 г. на 18%, однако в 2022 г. прогнозируется снижение продаж на 5% г/г.

EPS
По итогам 2020 г. вырос на 132% г/г до $4,44. Рост показателя был обеспечен сегментами морских перевозок и логистики. В 2021 г. ожидается рост на 66%. В 2022 г., согласно консенсус-прогнозу, ожидается снижение EPS на 38% к уровню 2020 г.

Kirby (KEX) использует танковые баржи-цистерны для поставки нефтехимии, мазута и очищенных нефтепродуктов клиентам на западном и восточном побережье США, побережье Персидского залива, а также на Аляске и Гавайях.Компания использует реку Миссисипи для перемещения товаров через центральную часть США, а также предоставляет услуги по морским перевозкам и буксировке судов.

В эксплуатации более 1060 внутренних резервуарных барж вместимостью 24,1 млн баррелей, 248 внутренних буксиров, 44 прибрежных резервуарных баржи вместимостью 4,2 млн баррелей и 44 прибрежных буксиров.

Компания основана в 1921 г. Капитализация — $4 млрд.

Выручка
За 2020 г. снизилась до $2,17 млрд (-23% г/г). Согласно консенсус-прогнозу, от бизнеса ожидают роста продаж в 2021 г. на 1,38%, в 2022 г. — на 10,4% г/г.

EPS
По итогам 2020 г. прибыль на акцию снизилась на 36,5% г/г до $1,84. В 2021 г. ожидается продолжение снижения на 45%. В 2022 г., согласно консенсус-прогнозу, ожидается рост EPS на 148%.

Интегрированные грузоперевозки и логистика

FedEx (FDX) предлагает услуги транспорта по всему миру, грузоперевозки, услуги по доставке в течение дня для предприятий и физических лиц.

Компания основана в 1971 г. Капитализация — $82 млрд.

Выручка
За финансовый 2020 г. осталась на уровне 2019 г. $69,22 млрд (-0,6% г/г). Согласно консенсус-прогнозу, от бизнеса ожидают роста продаж в 2021 г. на 18%, в 2022 г. — на 5% г/г.

EPS
В 2020 г. прибыль на акцию снизилась на 38,7% г/г до $9,5. В 2021 г. ожидается рост на 88%. В 2022 г., согласно консенсус-прогнозу, ожидается рост EPS на 12%. Транспортный и наземный бизнес компании, в первую очередь за счет электронной коммерции, обеспечивает прибыльность, необходимую FedEx для увеличения расходов. Ожидается увеличение операционной маржи, что еще больше повысит прибыльность, из-за продолжающегося роста электронной коммерции.

Долговая нагрузка

Долговая нагрузка достигла рекорда в начале 2020 г. В последнем квартальном отчете руководство компании заявило о намерении укрепить баланс за счет использования избыточного свободного денежного потока (FCF) для рефинансирования и погашения долговой нагрузки. Финансовые результаты указывают на эффективное использование взятых кредитов.

United Parcel Service (UPS) — лидер отрасли по доставке, ежегодно отправляет по всему миру миллиарды посылок и документов наземным, морским и воздушным транспортом. Под управлением UPS находится сеть магазинов, центров обслуживания клиентов, 58 тыс. контейнеров для авиаперевозок грузов.

Компания основана в 1907 г. Капитализация — $184 млрд.

Выручка
За 2020 г. продажи достигли $84,63 млрд (+14,2% г/г). Согласно консенсус-прогнозу, от бизнеса ожидают роста выручки в 2021 г. на 10%, в 2022 г. — на 2% г/г.

EPS
В 2020 г. прибыль на акцию увеличилась на 9,3% г/г до $8,2. В 2021 г. ожидается рост на 33%. В 2022 г., согласно консенсус-прогнозу, ожидается рост EPS на 2%.

J.B. Hunt Transport Services (JBHT) предлагает услуги наземного транспорта и доставки в США, Канаде и Мексике. Компания обладает разветвленной сетью обслуживания. В сегменте интермодальных перевозок грузов 98 тыс. единицами прицепного оборудования, 5 166 тракторов и 497 грузовиков. Также компания занимается решениями для цепочек поставок.

Компания основана в 1961 г. Капитализация — $18 млрд.

Выручка

За 2020 г. продажи выросли до $9,64 млрд (+5,1% г/г). Согласно консенсус-прогнозу, от бизнеса ожидают роста выручки в 2021 г. на 17%, в 2022 г. — на 8% г/г.

EPS
В 2020 г. прибыль на акцию снизилась на 9% г/г. Согласно консенсус-прогнозу, в 2021 г. ожидается рост на 38%, в 2022 г. — на 15%.

Railroads (Железные дороги)

Union Pacific (UNP) — промышленная компания, которая занимается железнодорожным бизнесом, имеет разветвленную сеть путей на западе США с маршрутами между рекой Миссисипи и Тихим океаном. Компания доставляет все: от угля, нефти и химикатов до сельскохозяйственных продуктов, зерна и автомобилей. Под управлением находится железнодорожная сеть протяженностью более 51 тыс. км.

Компания основана в 1862 г. Капитализация — $148 млрд.

Выручка
В 2020 г. продажи упали до $19,53 млрд (-10% г/г). Согласно консенсус-прогнозу, от бизнеса ожидают роста выручки в 2021 г. на 8,5%, в 2022 г. — на 5,7% г/г.

EPS
В 2020 г. прибыль на акцию снизилась на 2% г/г. Согласно консенсус-прогнозу, в 2021 г. ожидается рост на 16%, в 2022 г. — на 13%.

В сравнительных таблицах указаны прогнозы по выручке и прибыли на 2021 г., дивиденды и медианные таргеты инвестдомов.

В 2021 г. ожидаются лидеры:

• По росту прибыли на акцию (EPS): FedEx — 88%
• По увеличению продаж: FedEx — 18,6%
• По ожидаемой дивидендной доходности: United Parcel Service и Union Pacific — 1,9%

Среди бумаг из разряда Large-Cap, которые мы рассмотрели, наибольший потенциал для роста в бумагах FedEx.

В категории Small-Cap интересные показатели у Matson. Однако, исходя из технического анализа, цели роста были достигнуты. Коррекция может продолжиться вплоть до отметки $52. Эта область интересна для наращивания длинных позиций. Допускаю, что падение может закончиться возле уровня поддержки $58. Покупка по текущим ценам рискованна.