Обзор прессы

20 февраля 2021

Экономист объяснил, почему Прибалтика осталась без белорусского транзита

Экономист объяснил, почему Прибалтика осталась без белорусского транзита

Украина и Прибалтика столкнутся с непредвиденными последствиями для своих стран в результате «транзитной сушки». Об этом в интервью ФАН рассказал директор Института нового общества, экономист Василий Колташов.

Россия и Республика Беларусь подписали межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через порты РФ. В соответствии с договором, объем перевалки в 2021–2023 годах должен превысить 9,8 млн тонн. Министр транспорта России Виталий Савельев уточнил, что цена перевалки в портах РФ обеспечивает паритет с портами стран Балтии. Кроме того, Москва и Минск разрабатывают условия для выгодной перевалки белорусского калия в портах России.

Экономист Василий Колташов подчеркнул, что переориентация белорусских грузов на российские порты негативно повлияет не только на экономику Прибалтики, но и Украины.

«Не только Россия будет выступать транзитером белорусских товаров, но и Минск примет на себя часть евразийского транзита, который раньше шел через Украину и Прибалтику. Например, Одесский порт стремительно теряет транзит российских и белорусских товаров. Происходит смещение евразийских товарных потоков, от чего выиграют Россия и Белоруссия, но проиграют Прибалтика и Украина», — сказал собеседник.

По мнению Колташова, Прибалтике и Украине грозит «транзитная сушка», которая будет иметь печальные последствия для всех стран Балтии и Киева.

«Страны потеряют функцию финансового транзитера, а крупные партии товаров больше не будут ходить через эти государства. Потеря рынка произойдет не сразу. Прибалтика сегодня становится пространством внеэкономических отношений. Последняя надежда этих стран - заробитчане, которые будут переводить заработанные в ЕС деньги на родину. В пандемию выросла безработица, ухудшилась экономика на Западе, поэтому мало кто из заробитчан будет переводить свои средства в Прибалтику для поддержания их экономик», — считает эксперт.

Прибалтика сама виновата в потере транзита из-за своей недальновидной политики по отношению к России и Белоруссии, считает Колташов. Причем у Прибалтики никто не отбирал транзит, страны сами сделали все для того, чтобы его потерять. Теперь они остались без экономических течений, потоков товаров и денег. Население этих государств должно сделать выводы относительно эффективности своих националистических администраций, делающих часть своих людей «не гражданами», резюмировал Колташов....