Обзор прессы

22 сентября 2020

МФТ: «Пришел конец безопасному числу исключений, продлений и слишком удобных интерпретаций правил»

Международная федерация транспортников (МФТ) выпустила суровое предостережение: если временные упрощения и легкие пути, прижившиеся в судоходстве во время пандемии коронавируса, продолжат применяться или станут постоянными, это приведет к росту числа морских происшествий и экологических катастроф. Подобные прогнозы содержатся в новом докладе Комитета МФТ по безопасности на море «За пределом: как срезание углов в пандемию COVID-19 подвергает слишком большому риску международную систему судоходства».

Один из авторов доклада и председатель Комитета Одд Руне Малтеруд (Odd Rune Malterud) отмечает, что отчет демонстрирует неблагоприятную тенденцию: различные представители отрасли, включая государства флага, лишают приоритета вопросы безопасности судна скорее исходя из целесообразности, а не необходимости.

– Некоторые представители отрасли добиваются исключений или прямого приостановления действия некоторых важных международных норм, – рассказал он. – Эти правила вводились ради защиты безопасности моряков, их жизней и сохранности морской окружающей среды на протяжении многих десятилетий. Они – результат выводов из инцидентов прошлого, будь это авария, потопление, разлив топлива, посадка теплохода на мель или смерть.

Одной из проблемных сфер он назвал дистанционные инспекции: «Мы не против, когда речь идет о технических инспекциях, если они безопасней альтернативных вариантов – в частности, использования дронов, которые могут заменить рискованные осмотры людьми конструкций и танков судна. Но совершенно неприемлемо, когда такие страны, как Норвегия, позволяют удаленные инспекции, в которых от самих членов экипажей ожидают, что они самостоятельно и объективно будут докладывать о собственной безопасности в дополнение к несению вахты и другим обязанностям».

По словам Малтеруда, из-за растущего дисбаланса власти, обусловленного кризисом смены экипажей, моряки находятся под огромным давлением и часто хотят «умилостивить» своих работодателей, которые нередко являются единственным путем на берег для члена экипажа, проведшего много месяцев на борту. «К тому же, большинство судовладельцев будут ожидать от команды, что они возьмут на себя эти задачи по дистанционному инспектированию в дополнение к и без того избыточной рабочей нагрузке, часто именно в то время, когда член экипажа должен нести вахту для всеобщей безопасности», – считает он.

Малтеруд заявил, что доклад должен провести границу в откате индустрии в прошлое в вопросах безопасности и прав моряков:

– Довольно – значит довольно. Наша обязанность как представителей моряков – подать предупреждающий сигнал, потому что то, что мы видим сегодня, нас крайне беспокоит. Мы не можем с чистой совестью заниматься самоуспокоением и позволить безопасности моряков быть поставленной под угрозу.  Судоходная отрасль сегодня – это тикающая бомба замедленного действия на пути к экологической катастрофе. В пандемию или нет, общество не примет еще больше смертей в море и поврежденных судов, разливающих топливо на бесценную прибрежную дикую природу. Это последствия допущения таких больших рисков в индустрию.

По его мнению, правительства знают, что подобное может случиться, и поэтому отказываются впускать или задерживают небезопасные теплоходы в своих водах: «Несмотря на это, те же самые государства поддерживают опасные упрощения процедур для судов, которые будут работать где-то в другом месте. Однако если судно слишком опасно для портов Австралии или Норвегии, оно будет опасным где угодно».

Координатор Секции моряков и внутренних водных путей МФТ Фабрицио Барселлона отметил, что опрос МФТ о смене экипажей в сентябре показал: моряки осознают, что риски в индустрии возрастают.

Так, 73,3% членов экипажей, которые приняли участие в опросе, ответили, что они обеспокоены тем, что «устали и утомлены», в то время как 60,1% считают, что вероятнее всего они или их коллеги могут «стать участниками аварии, которая способна нанести вред человеческой жизни, собственности или  морской среде из-за усталости и утомления на борту».

– Речь идет не только о смене экипажей, хотя это и часть истории, – отметил он. – Ограничения государств на границах, при путешествиях и транзите сделало непростым найм моряков, и некоторые представители судоходной отрасли отвечают тем, что сваливают все больше и больше работы на утомленных членов экипажей, которые остаются на борту. Уровень минимального безопасного состава экипажа должен предотвратить подобное, однако государства флага по всему миру делают посмешище из своей роли регуляторов численного состава моряков. Сейчас есть судовладельцы, у которых экипаж на судах сильно меньше уровня, который бы считался безопасным до пандемии. Тем временем государства флага в качестве исключения легко штампуют положительные решения на такие предложения.

Таким образом неадекватный уровень численности экипажа приводит к тому, что прежнее количество рабочей нагрузки теперь распределяется на меньшее количество моряков. «Результат – это перетрудившиеся, напряженные члены экипажа на борту, которые недостаточно отдыхают морально и физически, чтобы безопасно выполнять свои обязанности, – пояснил Барселлона. –Они день и ночь переживают о возможной угрозе инцидента. Моряков нельзя за них винить, ведь это является результатом безвыходной ситуации, в которую их поставили».

Барселлона отметил, что МФТ и аффилированные профсоюзы призывают государства флага и порта вернуться к тому, чтобы, как и прежде, применять и следить за выполнением правил, большую часть которых они создали через Международную морскую организацию.

– Мы понимали необходимость гибкости в самом начале пандемии, – заявил он. – Но прошло шесть месяцев, и пришел конец безопасному числу исключений, продлений и слишком удобных интерпретаций спасающих жизни правил. Если меры не будут приняты, это грозит потерей человеческих жизней и непоправимым ущербом морским экосистемам.

Ознакомиться с докладом можно здесь.

Российский профсоюз моряков присоединяется к опасениям МФТ. Даже в период до пандемии число моряков на борту судов было таким, что на их плечах лежала большая рабочая нагрузка. Дальнейшее сокращение численности экипажей, которое усугубляется подавленным и измотанным состоянием моряков в текущей ситуации, может привести к настоящим катастрофам.