Обзор прессы

29 мая 2020

Даже если все запретят: эксперт рассказал, какой российский груз останется в Прибалтике

Россия в прошлом году произвела почти 52 миллиона тонн минеральных удобрений, что является рекордным показателем, увеличение к 2018 году – почти 5%. В перспективе выпуск удобрений будет расти, и при существующем дефиците перевалочных мощностей производители будут продолжать использовать порты Эстонии, Латвии и Финляндии, прогнозирует эксперт ценового агентства Argus Антон Антонов.

Доля российских удобрений, отгружаемых на экспорт, достигает 70%, в основном – через порты Балтийского и Черного морей – из них в 2019 году 10,34% отгрузок производилось через терминалы на Черном море, 89,66% - на Балтике (порты Рига, Мууга, Силламяэ, Котка, Санкт-Петербург, Усть-Луга), с недавнего времени удобрения стали переваливать и в порту Мурманск.

Объем экспорта удобрений растет, и для перевалки дополнительных объемов этого вида груза задействуются преимущественно порты Балтийского моря и Мурманск, отметил эксперт во время вебинара, организованного агентством. Поставки удобрений по железной дороге в направлении портов Северо-Запада увеличились в 2019 году на 1 миллион тонн – до 22 миллионов тонн.

По портам распределение следующее: 64% российских минеральных удобрений (хлористый калий, карбамид, моноаммонийфосфат, диаммонийфосфат, аммиачная селитра и другие) экспортируется через российские порты, 19% - через порты Эстонии, 10% - финскую Котку, 7% - через порты Латвии и 0,2% - через литовскую Клайпеду.

В свою очередь, по российским портам доли такие: Санкт-Петербург – 9,8 миллиона тонн, Усть-Луга – 2,8 миллиона тонн, Мурманск – 1,16 миллиона тонн, Выборг – 0,13 миллиона тонн.

Ведущие российские производители удобрений – "Уралхим", "Еврохим", "Акрон", "Фосагро" – управляют терминалами для перевалки в портах стран Прибалтики и Финляндии, и они продолжат экспортировать свою продукцию через них в ближайшие годы, уверен Антонов. В России пока нет достаточного количества мощностей, чтобы весь объем экспорта направить только через отечественные порты.

Совокупный объем поставок российских удобрений через порты Балтии и Финляндии продолжает расти. При этом прирост поставок в российские порты выше, чем в порты сопредельных государств. Суммарный прирост в портах Эстонии, Латвии и Финляндии в 2019 году составил 170 тысяч тонн сухих минеральных удобрений, а в российских портах – почти 600 тысяч тонн.

В перспективе нескольких лет в РФ могут быть реализован ряд проектов по строительству терминалов для перегрузки удобрений, крупнейший из них – комплекс компании "Ультрамар" в порту Усть-Луга. Еще один проект по строительству морского специализированного терминала по перевалке минеральных удобрений и апатитового концентрата в морском порту Мурманск реализуют компании "Фосагро" и "Инфотек Балтика". Однако до завершения строительства терминалов дефицит портовых мощностей будет оставаться достаточно весомым, и без перевалочных мощностей в Прибалтике и Финляндии российским производителям не обойтись, считает он. По его мнению, даже при ухудшении политической ситуации и отказе от использования прибалтийских портов для производителей удобрений сделают исключения.