Обзор прессы

11 ноября 2013

Мультимодальной бункеровки в порту Славянки в Приморье пока не будет

Экспертный совет отклонил проект группы "Транзит-ДВ" по его созданию.

Общественный экспертный Совет по привлечению инвестиций отклонил просьбу ООО "Группа "Транзит-ДВ" включить  в программу развития Приморского края на 2013-2017 годы и в госпрограмму развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года создание в поселке Славянка мультимодального производственно-логистического комплекса. Эксперты сочли проект "сырым" и предложили авторам его доработать с учетом местных реалий, с привлечением грамотных специалистов, сообщает РИА PrimaMedia.

Представленный экспертам проект предполагает создание в поселке Славянка крупнейшего в АТР комплекса общей  площадью около 45,2 га с развитой инфраструктурой и сетью магистрального транспорта  - железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного, сообщил Совету исполнительный директор проекта Игорь Ломов. Кроме собственно бункеровочного порта-хаба, проект включает создание логистического комплекса, ориентированного на перевалку грузов, в первую очередь - контейнерных.

Еще одной составляющей станет создание судоремонтного кластера. Все это позволит оказывать заходящим судам комплексные услуги по перевалке грузов, снабжению, бункеровке, судоремонту, технического и иного межрейсового обслуживания заходящих судов, сообщили авторы.

"Реализация проекта станет важной вехой не только в масштабах края, но и в масштабах России", - заверил экспертов Игорь Ломов. Авторы полагают, что реализация задуманного позволит более эффективно использовать транзитный потенциал России, видоизменит уже существующие региональные и глобальные логистические схемы и традиционный бункерный рынок в АТР.

Объем инвестиций первого этапа (2013-2015 годы) составит 3,4 млрд рублей, большая часть которых пойдет на приобретение специализированного танкерного флота.

На втором этапе планируется закупка специализированных контейнерных судов и строительство рейдово-перегрузочного контейнерного терминала. Однако, без поддержки госструктур проект трудно реализуем, признали представители группы "Транзит-ДВ". Чтобы он заработал, инициаторы предлагают внести ряд изменений в федеральное законодательство и законодательство Таможенного Союза.

На местности предлагается расширение границ акватории порт-пункта Славянка, реконструкция  железнодорожных станций Бамбурово, Блюхер и перегона Барановская-Хасан. Необходимо также построить дополнительные ж\д пути общей длиной 1,5 км, восстановить законсервированные разъезды. Все это бункеровщики просят внести в программу развития транспортной структуры Приморского края.

Если проект будет реализован, экономический эффект от нового комплекса уже к 2017 году составит 357 млрд рублей, а ежегодный прирост ВРП Приморского края - 8%, заверили бункеровщики. Однако экспертный совет усомнился в столь радужных перспективах.

"Маркетинг проекта вообще отсутствует", - считает член Совета, руководитель филиала ООО "Эрнст энд Янг"  Алексей Ерохин. Эксперт усомнился,  что при наличии рядом порта Сеул и китайских портов, где условия много лучше, флот вдруг развернется на обслуживание в Славянку.

"Непонятно также, насколько проработан вопрос с РЖД насчет реконструкции станций и строительства доппутей -  железная дорога согласна? Похоже, и с профильным департаментом АПК вопрос не прорабатывался. Вопросов масса – ответов нет. Проект надо дорабатывать", - резюмировал Алексей Ерохин.
    
Эту позицию поддержал директор Морской инженерной компании Юрий Рыбалкин.

"Основная база проекта – количество судозаходов, в том числе и контейнеровозов.  Но возникает вопрос – почему Славянка,  когда основной поток контейнеров идет через Владивосток, Находку и порт Восточный? Перспектива наладить грузопоток с севера Китая упирается в пропускную способность подъездных путей, будь то ж\д ветка Уссурийск-Хасан или "золотое звено" Краскино-Хунь-Чунь. Мировые контейнерные перевозки они не потянут", - считает Юрий Рыбалкин.

Предполагаемый вариант перегрузки на рейде, по мнению эксперта, не эффективен.

"Рейдовая перегрузка контейнеров – это вынужденная мера при доставке на необорудованный берег. Смысла нет: грузовой цикл переработки контейнера в порту не более трех минут, а в рейдовых условиях, во-первых, рискованно, во-вторых никаких гарантий, что судно из-за погоды не превратится в склад", - считает эксперт.

Юрий Рыбалкин посоветовал авторам брать в консультанты грамотных специалистов-технологов.

Большие сомнения вызвал и судоремонтный кластер. "Планируется, что заходить будут контейнеровозы – какой ремонт вы сможете производить, если  доковая база Славянки не в состоянии обслуживать современные гиганты-контейнеровозы", - пытали специалисты авторов.
    
"Мне этот проект напомнил сборную солянку, где красной нитью проходит бункеровочный хаб, а  все остальное – "хотелки", шитые белыми нитками", - подвел итог член Совета Рыбалкин.

После обмена мнениями эксперты решили проект отклонить, отправив его на доработку. Проектировщикам также рекомендовано представить проект экспертному совету по экологии и провести общественные слушания в Хасанском районе.