ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://lv.baltnews.com

    1 декабря 2021

    Экономист: уход российских грузов лишил Прибалтику работы

    Александр Васильев, экономист, исполнительный директор "Балтийского форума", объяснил Baltnews, с чем связано уменьшение грузооборота в сферах железнодорожного транспорта и портов.

    "Коронавирус, конечно, задел транзит грузов через Латвию: в прошлом году он просел довольно сильно. В 2021 году во втором квартале падение не сократилось", – сказал эксперт.

    Он напомнил, что грузооборот в латвийских портах в первом полугодии снизился примерно на 10%, а на железнодорожных путях – на 24%. "Это большие показатели. Я думаю, что транзит вряд ли выйдет на прежние объемы. В обозримом будущем, может быть, падение продолжится", – отметил Васильев.

    "Российские грузы постепенно переориентируются на собственные порты на Балтике: этот процесс идет уже давно, последние 20 лет. Уход российских транзитных грузов оставил многие транспортные компании Прибалтики без работы, что привело к застою и коллапсу на железной дороге Латвии", – подчеркнул экономист.

    В этом случае ситуация на железной дороге очень критична. В прошлом году четверть работников железных дорог была уволена. В этом году еще почти 700 человек потеряли работу, напомнил Васильев.

    "Чем это опасно для экономики Латвии? Раньше сфера транзита приносила большие доходы в государственный бюджет, а сейчас ситуация сменилась на противоположную. Во-первых, железная дорога была вынуждена отказаться от многих инвестиционных проектов, в первую очередь, от электрификации транзитных путей. Сумма составляла 441 миллион, из которой большая часть шла из еврофондов", – отметил эксперт.

    Латвийская железная дорога стала запрашивать дотации для того, чтобы спасти отрасль от неплатежеспособности. В 2020 году было выделено несколько десятков миллионов евро, чтобы поддержать работоспособность отрасли, констатировал он.

    Латвия, по его словам, также теряет российский нефтяной транзит. Это произошло из-за того, что во втором квартале года стали действовать санкции против Белоруссии. Пару лет назад нефтепродукция поступала в балтийскую республику через российский груз – 70%, а через белорусский – около четверти.

    Напомним, общий объем транзитных грузов с января по октябрь текущего года сократился на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

    За первые десять месяцев 2021 года в латвийских портах всего было обработано 33,835 миллиона тонн грузов, что на 9,3% меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Преимущественно это были насыпные грузы – 15,532 млн тонн (их количество снизилось на 11,6% к показателю за соответствующий период прошлого года), зерна и зернопродукты – 4,868 млн тонн (+3,9%), древесная щепа – 1,641 млн тонн (–1,9%), химические грузы – 1,497 млн тонн (–6,5%), уголь – 593 тыс. тонн (–81,6%).

    С января по октябрь железнодорожными путями республики было перевезено 17,538 млн тонн грузов, что на 10,1% меньше, чем в январе-октябре прошлого года.

    Международными рейсы составили 15,841 млн тонн (+11,3%), объем внутренних перевозок составил 1,697 млн тонн (+2,7%).