ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://www.kommersant.ru

    27 октября 2021

    Суда идут

    Подконтрольная правительству Корпорация развития Пермского края приобрела имущественный комплекс пермского судозавода. С помощью питерских инвесторов власти хотят наладить здесь производство судов на электрической тяге. Пермские туроператоры пока не готовы делать заказы на эти суда, предпочитая покупать подержанные лайнеры постройки 60-х годов ХХ века. Участники рынка сетуют на дороговизну новых судов и отсутствие инфраструктуры для подзарядки.

    Минувшим летом АО «Корпорация развития Пермского края» (КРПК, 100% в собственности Пермского края) инвестировало в покупку имущественного комплекса ООО «Верхнекамский судостроительный комплекс» (ВСК). ВСК принадлежал «Минерал груп» бывшего гендиректора соликамского «Сильвинита» Петра Кондрашева и был создан на площадке бывшего пермского судостроительного завода «Кама». Бизнесмен покупал его в 2006 году с намерениями строить сухогрузы для речной перевозки хлористого калия из Соликамска. Было построено два судна, но в 2010 году господин Кондрашев продал «Сильвинит», и проект с судостроением в Перми фактически заглох — предприятие перестало строить суда, сдавало имущество в аренду.

    Новый шанс на развитие площадки дала КРПК, которую возглавил выходец из Кургана Алексей Бураков. Корпорация убедила краевые власти в необходимости комплексной работы по развитию судостроительной отрасли Прикамья. По мнению губернатора региона Дмитрия Махонина, Пермский край обладает необходимым потенциалом для воссоздания судостроительного комплекса и развития водного туризма. По его инициативе в регионе сформирована рабочая группа по развитию водного транспорта и сохранению водной инфраструктуры, в состав которой вошли ряд чиновников разного уровня, а также представители АО «КРПК», сферы водных перевозок и промышленных предприятий. Члены рабочей группы пришли к выводу, что региону требуется разработка программы по развитию в крае судостроительного комплекса, судоремонта и водных перевозок. Приступить к разработке программы планируют в этом году.

    Свистать всех наверх Первым этапом стало приобретение имущественного комплекса ВСК. Стоимость сделки составила около 300 млн руб. На втором этапе было создано новое юрлицо — ООО «Пермская судоверфь» (ПСВ), в уставный капитал которого будет внесено имущество ВСК. Единственным учредителем общества является ООО «ПНППК — Морская электроника». Возглавил компанию Сергей Багаринов, бывший директор «ПНППК — Морская электроника». Напомним, учредитель ООО — Пермская научно-производственная приборостроительная компания, специализируется на создании систем навигации, в том числе и для судостроительной отрасли.

    Как сообщили в КРПК, на данный момент в ООО «Пермская судоверфь» принято 55 сотрудников. Продолжается набор сварщиков, сборщиков КМС, газорезчиков, технологов. Компания ведет работу по формированию новой организационной структуры, которая позволит охватить весь спектр задач, поставленных перед ООО «Пермская судоверфь», отметили в КРПК.

    Основное направление работы компании — строительство судов. При этом ПСВ — одна из немногих площадок в крае, где могут выполняться судоремонтные работы, отмечают в КРПК. Этим она пока и занимается: проводит межнавигационный ремонт двух судов. После окончания сезона навигации ПСВ сможет осуществить подъем еще до двенадцати судов для выполнения ремонта. На стадии заключения находятся договоры с пермской компанией на ремонт шести судов.

    Главный же проект ПСВ — совместное предприятие с питерским ООО «Эмпериум», строящее суда на электрической тяге. На данный момент между сторонами заключен меморандум о сотрудничестве в части строительства, оборудования, оснащения, спуска на воду, достройки и испытаний электрических судов и остановочных комплексов. Однако, помимо соглашения, окончательные договоренности пока не подтверждены.

    В КПРК сообщили, что сейчас на стадии обсуждения договор с ООО «Эмпериум» на строительство остановочного комплекса. ООО «Эмпериум» выпускает шесть видов судов на электрической тяге: скоростной катамаран Ecocruiser вместимостью до 120 человек, судна Ecovolt 1.0, 2.0, 3.0, предназначенные для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок, судна Ecobus и Cityvolt, предназначенные для использования в качестве водных автобусов-электроходов.

    У «Эмпериума» уже есть площадка в городе Отрадное Ленинградской области. Пока у предприятия только один контракт на поставку пяти катамаранов Ecocruiser компании «Водоходъ». Первые суда на электротяге в рамках подписанного контракта будут спущены на воду до конца осени 2021 года, а их полноценная эксплуатация начнется в 2022 году.

    В целом бизнес-план «Пермской судоверфи» предусматривает строительство электросудов, судов на СПГ, модульных причальных сооружений, ремонт судов, строительство маломерного и крупнотоннажного флота. Еще одним проектом ПСВ может стать организация производства металлоконструкций, необходимых в том числе для строительства мостов, социальных и крупных инфраструктурных объектов. Такие переговоры корпорация ведет с краевым минстроем, заявили в КРПК.
    В целом для выхода на безубыточность предприятию необходимо получить объем заказов на сумму около 2 млрд руб.

    Эксперты BG по-разному оценивают перспективы «Пермской судоверфи». Бывший замгендиректора Верхнекамского судостроительного комплекса Евгений Ковальчук отмечает логистические плюсы пермской судостроительной площадки. Она расположена таким образом, что с одной стороны в цех сборки судов заходит металл, а с другой по спусковому слипу в реку — готовый судовой корпус. Господин Ковальчук отмечает, что на других площадках до спускового слипа корпус нужно еще транспортировать, что ведет к удорожанию процесса сборки кораблей (требуются тяговые тележки) и дополнительным временным затратам. По оценке бывшего топ-менеджера ВСК, размеров действующего слипа хватит для спуска не только малотоннажных судов на электротяге, но и более крупных теплоходов.

    Бывший судостроитель высоко оценил работу «ПНППК — Морская электроника», которое ранее возглавлял новый гендиректор «Пермской судоверфи». По словам Евгения Ковальчука, «ПНППК — Морская электроника» было подрядчиком ВСК по наполнению навигационной «начинкой» сухогрузов, которые возводил комплекс для нужд «Сильвинита». «Они делали все качественно и быстро»,— говорит экс-замгендиректора ВСК. Также, по его данным, «ПНППК — Морская электроника» было основным подрядчиком по глубокой модернизации пермского речного лайнера «Великая Русь» (был в 2013 году переделан под класс «река-море», это дало ему возможность ходить вдоль берегов Черного и Белого морей.— BG).

    Пермские туроператоры речных круизов пока предпочитают покупать друг у друга подержанные суда, в основной своей массе построенные в 60-х годах ХХ века в ГДР. Так, недавно крупнейший региональный эксплуатант лайнеров — Камское речное пароходство — купил построенный в Германии трехпалубный теплоход «Солнечный город». Новых теплоходов нет в распоряжении ни одной из компаний. Пермские речники говорят, что эти суда стоят недорого — в пределах 100–150 млн руб. Эти затраты можно окупить за три-четыре навигации. Так, прямо сейчас на площадке Avito за 27 млн руб. выставлен на продажу теплоход «М. Ломоносов» 1962 года постройки (Будапешт). Главное преимущество таких лайнеров — большая вместимость и отсутствие необходимости каких-либо обновлений: дешевые речные туры разлетаются как пирожки, говорят речники.

    Стоимость катамарана Ecovolt на 120 человек — около 100 млн руб. в зависимости от комплектации.

    Вадим Яхнин, совладелец судоходной компании «ВолгаWolga» (ООО «Большой маяк»), оценивает стоимость строительства одного трехпалубника в несколько сотен миллионов рублей. Для подавляющего числа игроков рынка, даже федеральных, это огромные деньги. Срок окупаемости в условиях ограниченной сезоном навигации — десятки лет. Если использование судна будет круглогодичным, то его строительство может окупиться за семь-девять лет, полагает эксперт. Господин Яхнин говорит, что обычно для таких проектов используются лизинговые средства.

    Впрочем, пермские операторы речных круизов заявляли о возможности серьезных инвестиций в строительство новых судов. Так, в 2018 году пермский туроператор «Русич» (ООО «Экспресс-тур») заявлял о намерении построить на одном из судозаводов в Хабаровском крае серию судов для круизов по Амуру на общую сумму около 5 млрд руб. Однако до реализации этих планов дело так и не дошло.

    Гендиректор туроператора Татьяна Нешатаева сообщила BG, что ее компания рассматривала возможность сотрудничества с «Пермской судоверфью», однако оказалась не готова покупать суда на электрической тяге, поскольку «экономика не срастается».

    «У нас большая сезонность — работаем только полгода. А батарею необходимо обслуживать круглый год, заряжать, это расходы»,— объясняет госпожа Нешатаева.

    Оператор «Русич» решил пока не отказываться от теплоходов, в лучшем случае готов рассмотреть возможность эксплуатации судов на комбинированной тяге — дизель-электроходов.

    В то же время у судов на электротяге «Пермской судоверфи» есть перспективы за пределами Пермского края, полагает Вадим Яхнин. В настоящее время крупные судоходные компании рассматривают строительство новых или перевод существующих небольших прогулочных теплоходов на электротягу, рассказывает пароходчик. Так, «Водоходъ» заинтересован в катамаране для линии из центра Санкт-Петербурга в Петергоф и всесезонном малом флоте по Москве-реке. Компания «ГАМА» из Нижнего Новгорода рассматривает гибридный вариант для своих колесных прогулочных теплоходов. Для более крупных круизных судов напрочь отсутствует береговая инфраструктура для зарядки батарей, которая необходима в портах по всему маршруту, а не только в Пермском крае.

    «Если до Москвы — то до Москвы, если до Астрахани — то до Астрахани,— отмечает он.— Поскольку повсеместно появиться она может только в отдаленном будущем, думаю, не раньше, чем через восемь-десять лет, то уже сейчас строить большие речные суда, проходящие ежедневно по 300–400 км, на электротяге бессмысленно».
    Проект по зарядными станциям также есть у «Эмпериума», и в случае запуска в навигацию электросудов он может быть реализован и на ПСВ аналогично проекту по производству причальных сооружений, пояснили в КРПК. Напомним, сейчас ПСВ обсуждает с минтрансом и минтуризма вопрос производства причальных сооружений для обновления водной инфраструктуры в территориях региона: специалистами уже разрабатывается проект модульных конструкций.