ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://logirus.ru

    26 октября 2021

    Фрахтовые ставки «газанули» с удвоенной скоростью

    Фрахтовые ставки на танкеры, перевозящих сжиженный природный газ, в октябре выросли в два раза, сообщает «Коммерсантъ».

    По данным Baltic Exchange, транспортировка газа из Австралии танкером вместимостью 180 000 кубометров в октябре прошлого года стоила $76 000 в сутки. В конце сентября 2021 года фрахтовая ставка составляла уже $98 000 в сутки, 5 октября – уже $123 000, а 19 октября – $262 000 в сутки. При это фрахт дорожает не только в портах Тихого океана, но и Атлантического. Ценовое агентство Spark Commodities приводит следующие цифры: ставка дневного фрахта танкера в 160 000 кубометров в портах Тихого океана 19 октября составляла $202 500 в сутки, в портах Атлантики – $138 200 в сутки. Аналитики утверждают, что это максимальная цена с середины января этого года. Серьезное различие стоимости фрахта на двух направлениях объясняется ситуацией на топливном рынке. Такого мнения придерживается консультант Vygon Consulting Иван Тимонин. По его словам, дефицит энергоресурсов, который сложился в Китае, привел к резкому росту так называемой «азиатской премии». Так называют разницу в стоимости газа в Азии и Европе. Как отмечает эксперт, сегодня ее размер почти достиг $6 за MBTU (LR. британская тепловая единица измерения энергии). Иногда он превышал $10. По словам Ивана Тимонина, это и делает Азиатско-Тихоокеанский регион более привлекательным для поставщиков газа. Такой интерес, в свою очередь, повышает спрос на танкеры в портах Тихого океана.

    – Рост фрахтовых ставок СПГ-танкеров – сезонное явление: как правило, своего годового пика котировки достигают в конце октября – начале ноября с увеличением объемов поставок из-за приближения зимнего пика потребления газа, – пояснил Иван Тимонин. По словам эксперта, первые две декады октября показали, что объем мировой торговли сжиженным газом достигла почти 22 млн тонн, а это на 9% больше показателей тоже периода сентября. Такая же ситуация наблюдалась и в прошлом году, тогда среднемесячный рост фрахтовых ставок хоть и не был таким значительным, но все же был достаточно заметным в октябре по сравнению с сентябрем, когда на 10% увеличились объемы продаж топлива. Тогда фрахт для танкеров Атлантики в сутки вырос с $66 000 до $91 000 и с $57 000 до $84 000 в сутки – для тихоокеанских.

    Также традиционно можно ждать и снижения фрахтовых ставок. Обычно, по словам Ивана Тимонина, это происходит в середине ноября. К концу года они достигают уровня в $100 000 в сутки. – Однако в этом году степень неопределенности крайне велика на фоне высокой востребованности природного газа и в Европе, и в Азии, – считает эксперт.

    Кроме того, есть вероятность повторения сценария конца прошлого года, когда ставки фрахта для «газовых» танкеров сначала снижались, но в ноябре начали резко расти и в январе 2021 года уже достигли значения в $300 000 в сутки. Тогда этому способствовала достаточно холодная зима. По прогнозам, она может быть достаточно суровой и в этом году. Напомним, по прогнозам экспертов, рост спроса на контейнерные перевозки в 2022 году вырастет – до 5,8 млн TEU. По сравнению с 2021 годом этот показатель вырастет в среднем на 7-8%.