ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://www.kommersant

    28 июля 2021

    У Транссиба кончаются разгрузочные дни

    ОАО РЖД начинает разбирать пробку более чем из 500 грузовых составов, скопившихся из-за трехдневной остановки Транссиба после обрушения моста в Забайкалье. Собеседники “Ъ” в отрасли и эксперты полагают, что возобновления стабильных отправок на восток следует ожидать не ранее второй недели августа. А задержка оборота вагонов приведет к росту ставок оперирования на 10%.

    ОАО РЖД начало «разбирать грузовые завалы», образовавшиеся из-за обрушения моста на Транссибе. Как заявил глава Минтранса Виталий Савельев на совещании у премьера Михаила Мишустина 27 июля, в ближайшие недели монополии поручено запустить все 526 грузовых составов, временно отставленных от движения. Также, по его словам, с 28 июля будут отменены ограничения на погрузку — с 26 июля она разрешена только на 50% от технологического плана. Министр подчеркнул, что, несмотря на аварию, ОАО РЖД должно выполнить годовой план по вывозу на экспорт 53 млн тонн угля на Восточном полигоне.

    Мост на Транссибе в Забайкальском крае обрушился 23 июля из-за ливневых дождей и вызванного ими паводка, движение по магистрали было прервано в обоих направлениях. 25 июля был восстановлен один из двух путей, утром 27 июля — второй. По сообщению Минтранса, пассажирские поезда 27 июля следовали через мост «в нормальном графике», а также «пропускались грузовые».

    В ОАО РЖД “Ъ” пояснили, что с 23 по 25 июля была приостановлена погрузка в адрес станций восточнее барьерного места. Также останавливали поезда, уже следовавшие в направлении зоны ЧС как с запада, так и с востока,— более 500 грузовых составов по всей сети.
    С 26 по 28 июля разрешено осуществлять погрузку в объеме 50% от ранее согласованных объемов, уточнили в ОАО РЖД. Это необходимо для того, чтобы ввести работу железной дороги в нормальный режим и обеспечить ритмичность перевозок.

    В первую очередь будут пропущены составы с товарами жизнеобеспечения, ресурсами для предприятий непрерывного цикла и внутрироссийских потребителей, отметили в монополии.

    В Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина “Ъ” подтвердили, что движение грузов по Транссибу «постепенно восстанавливается», но, учитывая простой, на восстановление графика «потребуется время». Компания переориентировала грузопотоки с восточного направления на запад, чтобы своевременно выполнять обязательства. «Рассчитываем, что в течение трех суток сможем войти в привычный ритм»,— сообщили в ПГК. Президент группы компаний «Новотранс» Константин Гончаров утверждает, что все грузы в вагонах компании в направлении Дальнего Востока «следуют без задержек». В группе подчеркивают, что движение было восстановлено «в кратчайшие сроки», железнодорожникам удалось «почти сразу после ЧП обеспечить подвоз рабочих, стройматериалов и техники». Другие операторы и грузоотправители тему официально не комментируют.
    Источник “Ъ” среди операторов соглашается, что мост быстро сделали, но отмечает, что «и до аварии все ехало плохо».

    Сейчас в каждую сторону продолжает стоять по 70 грузовых поездов, конвенция на отправку 50% действует, движение есть, «но пробку разгребут нескоро», полагает он. Собеседники “Ъ” среди угольных компаний также отмечают, что погрузка приостановлена на несколько дней, но «и без этого в июне есть проблемы по транспортировке угля до портов, так как пропускная способность на восток низкая из-за сезона ремонтов».
    Еще один источник “Ъ” в отрасли отмечает, что погрузку на восток угля «пока не принимают, а на запад на самом деле тоже ограничивают логистическим контролем».

    По его прогнозам, на восток погрузка восстановится через неделю. Из-за задержки оборота вагонов ставки на рынке вырастут на 100–150 руб., до 1,5 тыс. руб. в сутки за стандартный полувагон.

    Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что из-за обрушения моста на Транссибе резко усилились проблемы «рассинхронизации в работе дирекций ОАО РЖД — ЦФТО, дирекции управления движением, дирекции тяги, дирекции по ремонту пути». Это привело к увеличению простоев и формированию локальных дефицитов парка, а также росту ставок привлечения полувагонов до 1,3–1,4 тыс. руб. без НДС по сравнению с 900 руб. в начале года. По мнению Михаила Бурмистрова, в условиях роста заявок от грузоотправителей, особенно в восточном направлении, увеличения количества простаивающих и «брошенных» поездов и активных летних ремонтных работ на сети восстановление стабильных отправок произойдет не ранее второй недели августа.