ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://primamedia.ru

    22 января 2021

    Два ключевых порта Приморья попали в сферу интересов «Росатома»

    Владивостокский морской торговый порт может стать одним из элементов восточного порт-хаба. Фото: ПАО "ВМТП"

    Госкорпорация "Росатом" имеет далеко идущие планы по развитию стивидорной отрасли Приморского края — вслед за ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (основная стивидорная компания в порту Владивосток, входит в группу FESCO) в периметр ее интересов попал терминал ООО "Восточная стивидорная компания" (входит в группу Global Ports). Оба направления могут стать ключевыми элементами инфраструктуры, которая сопряжена с Северным морским путем, сообщает ИА PrimaMedia.

    В 2018 году "Росатом" был наделен функцией единого инфраструктурного оператора Северного морского пути (СМП). Для обеспечения конкурентоспособности этого направления "Росатом" инициировал проект Северного Морского транзитного коридора (СМТК) в рамках нового бизнес-направления "Международная логистика".

    СМТК — морской арктический маршрут между Северной Европой и Восточной Азией, который предполагается сформировать за счет предоставления услуг по транзиту грузов по Севморпути через перевалочные порты — хабы на западе и востоке этой морской транспортной "артерии". Начало транзитных перевозок на СМТК намечено на 2027 год.

    "Росатом" рассчитывает, что Севморпуть к 2035 году станет конкурентоспособным международным морским транспортным коридором. Структура госкорпорации ООО "Русатом-Карго" уже занимается разработкой технико-экономического обоснования создания контейнерной линии и портов-хабов на востоке и на западе маршрута для транзита грузов по Севморпути. Планировалось, что предварительное ТЭО будет подготовлено к концу 2020 года, однако сроки его подготовки перенесли на I квартал 2021 года.

    В июле прошлого года глава "Русатом Карго" Алексей Неклюдов заявлял о планах создать совместное предприятие с DP World и Creon Group для международных перевозок по СМП.

    Предполагается, что западный порт-хаб для транзитного грузопотока по СМП будет создан в Мурманске. Варианты по восточной точке входа рассматриваются разные — Владивосток, Сахалин (Корсаковский морской торговый порт), Камчатка и Чукотка.

    "Русатом Карго" — предприятие ГК "Росатом", созданное в рамках проекта "Логистика". "Русатом Карго" — отраслевой логистический оператор, осуществляющий доставку крупногабаритных грузов на строящиеся АЭС за рубежом.

    "Росатом" в настоящее время рассматривает проекты строительства терминала в Мурманской области стоимостью 42 млрд рублей и расширения терминала ВСК в Приморском крае. Они описаны в материалах "Русатом карго", на которые ссылается ТАСС.

    Предполагается, что транспортно-логистические узлы будут представлять собой морские контейнерные терминалы, ориентированные на трансшипмент.

    Трансшипмент (англ. — transhipment) — смена в транзитном порту судоходной линии для доставки из/в порт, не обслуживаемый линией напрямую.

    В Мурманской области рассматривались две площадки для строительства терминала — на западном и восточном берегах среднего колена Кольского залива. Ввод первой очереди терминала в эксплуатацию запланирован на март 2024 года, второй очереди — на июль 2024 года. Стоимость проекта оценивается в 41,97 млрд рублей, а ежегодные эксплуатационные затраты — в 3,62 млрд рублей.

    Терминал в Приморье планируется разместить во Врангеле, на площадке действующего контейнерного терминала ВСК — он будет обрабатывать как собственные грузы, так и грузы "Русатом карго". Инвестиции в проект оцениваются в 29,24 млрд рублей. В рамках проекта необходимо провести дноуглубление акватории в объеме порядка 3 млн кубометров, а также реконструировать существующий причальный фронт. При условии одновременного начала строительных работ с терминалом в Мурманской области завершение проекта в Приморье ожидается на полгода раньше.

    Оба терминала будут выполнять транзитную функцию. Контейнеры, поступившие в Мурманскую область из Европы, будут вывозиться судами по СМТК, поступившие по нему из Азии — в Европу. ВСК будет отправлять контейнеры из Азии по СМТК, а контейнеры, поступившие по этому маршруту из Европы, — в Азию.

    Global Ports — крупнейший оператор контейнерных терминалов в РФ. Основными акционерами (по 30,75%) являются группа "Дело" (70% у Сергея Шишкарева и 30% у "Росатома") и APM Terminals B.V.

    Контейнерный терминал ВСК в порту "Восточный" является крупнейшим на Дальнем Востоке и одним из ключевых в России. Мощности составляют 650 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. Вместимость контейнерной площадки — 22 тыс. 380 TEU. На терминале формируются ускоренные контейнерные поезда в Москву, Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, а также страны СНГ, Европы, Китай.

    В конце прошлого года после завершения конфликта во Владивостокском морском торговом порту стало известно, что одна из структур "Росатома" может стать управляющей компанией ПАО "ВМТП". "Росатом" формирует с FESCO отношения стратегического партнерства, сообщал первый заместитель главы "Росатома" Кирилл Комаров.