ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://primamedia.ru

    11 января 2021

    Тенденции года: корейский бизнес спешит закрепиться в Приморье

    Крупнейшие концерны Республики Корея торопятся встроить свой бизнес в перспективные отрасли Приморского края, прежде всего в судостроение, лесопереработку, переработку рыбы и морепродуктов. В истории региона наиболее удачным проектом с привлечением корейского капитала была история оператора сотовой и проводной телефонной связи «Новая телефонная компания» (НТК), которая была создана еще 1993 году с участием SK Telecom, ведущего оператора мобильной связи в Корее. О ближайших перспективах сотрудничества с корейским бизнесом читайте в обзоре ИА PrimaMedia.

    Ушедший год стал переломным для судостроительной отрасли Приморья — с подачи государства местные верфи получили крупные заказы на строительство краболовов и рыболовных судов, а в Большом Камне полный ход набирает проект судостроительного комплекса «Звезда», с созданием которого Корея лишилась весомой части заказов для своих верфей. И в том, и в другом случае корейский бизнес рассчитывает стать партнером, предлагая со своей стороны прежде всего технологии.

    Поближе к «Звезде»

    В последние дни 2020 года стало известно, что корейская Samsung Heavy Industries планирует получить статус резидента строящегося промышленного парка «Большой Камень». Резиденты промпарка также смогут пользоваться преференциями для резидента одноименной ТОР.

    Samsung Heavy Industries — партнер, занимающийся не только проектированием судов, а также производством и поставками блоков для ССК «Звезда».

    «В целях обеспечения полноценного выполнения поставок вместе с ССК «Звезда» наша компания открыла совместное предприятие (SHI-RUS) в г. Большой Камень. Мы рассматриваем возможность регистрации как резидента ТОР для расширения бизнеса в непосредственной близости с ССК «Звезда» в новом промышленном парке», — сказал руководитель отдела развития международного бизнеса Samsung Heavy Industries Ти Джи Ким, слова которого приводит пресс-служба Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ).

    Корейская компания в настоящее время готовит обоснование разных вариантов сотрудничества с верфью «Звезда», в том числе обеспечение инструментам и оборудованием для производства, открытие центра профессиональной подготовки и т.д.
    В настоящее время в промпарке есть возможность сформировать площадку под требования инвестора. К выделяемым участкам будет подведена сопутствующая транспортно-инженерная инфраструктура: электроэнергия, газ, водоснабжение и социальная инфраструктура.

    Начало строительства промышленного парка «Большой Камень» в Приморье запланировано на 2021 год, сейчас формируется список потенциальных участников проекта. Проект промпарка предусматривает развитие территории общей площадью более 170 га. В рамках промпарка планируется создание инфраструктуры для применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, предоставление в аренду земельных участков резидентам под самостоятельное строительство необходимых объектов. Воспользоваться возможностями новой площадки смогут и иностранные компании.

    В 2019 году ССК «Звезда» и Samsung Heavy Industries в рамках V Восточного экономического форума во Владивостоке объявили об учреждении совместного предприятия по управлению проектами строительства челночных танкеров дедвейтом от 42 до 120 тыс. тонн. Корейская компания планирует предоставляет «Звезде» технические спецификации, а также документацию базового и детального проекта судов, оказывает содействие в разработке рабочей конструкторской документации танкеров-челноков совместно с АО «ЦКБ «Лазурит».

    Индустриальный парк как место для высадки бизнес-десанта

    Южнокорейская LH Corporation (Корейская земельная и жилищная корпорация) готова инвестировать $200 млн в создание индустриального парка корейско-российского экономического сотрудничества (КИП) в ТОР «Надеждинская», для реализации проекта будет учреждено российское юрлицо. Планируется создание более 2 тыс. рабочих мест.

    «Мы сделаем все возможное для развития данного индустриального комплекса, чтобы корейские компании могли уверенно инвестировать», — заявил исполняющий обязанности гендиректора LH Corporation Чан Чунг Мо.

    Под парк может быть отведена территория общей площадью около 1,1 тыс. га. Российская сторона готова обеспечить строительство автомобильной дороги к данному участку, инвестор берет на себя вертикальную планировку территории.

    В Корее интерес к участию в проекте проявили около 30 потенциальных инвесторов, в том числе члены Ассоциации производителей автокомпонентов и Ассоциации по переработке сои.

    В настоящее время в ТОР «Надеждинская» 66 резидентов реализуют проекты с общим объемом инвестиций 69,9 млрд рублей. Среди них две корейские компании, которые создают рыбоперерабатывающее предприятие и производство пиломатериалов и топливных гранул.

    Новый рыбный порт с «нуля»: почему бы и нет?

    Корейские инвесторы уже давно присматриваются к портовой отрасли Приморья, но встроиться в действующие модели уже невозможно, проще построить универсальный терминал «с нуля» и тут им предлагают вполне понятный проект по созданию морского порта «Подъяпольский» в Шкотовском районе. Основной упор будет сделан на перевалку рыбы и морских биоресурсов.

    Капитальные затраты проекта оцениваются от 10 до 15 млрд рублей. На данном этапе ведется разработка предварительного технико-экономического обоснования.

    По данным АНО АПИ, проект предусматривает создание открытого склада площадью 20 тыс. кв. метров и холодильного склада мощностью 25 тыс. тонн единовременного хранения. По предварительным подсчетам, грузопоток создаваемого перегрузочного комплекса в зависимости от сценариев развития составит от 600 тыс. до 1,2 млн тонн грузов до 2030 года.

    Проект получил поддержку министерства рыболовства и морских дел Республики Корея в сентябре 2019 года, предварительное технико-экономическое обоснование подготовлено корейской инжиниринговой компанией Hyein E&C. В декабре 2019 года проект был представлен крупнейшим инвесторам портовой отрасли из Республики Корея.

    «Этим летом (2020 года — Прим. ред.) потенциальные инвесторы должны были прибыть в Приморье, но, к сожалению, пандемия внесла свои корректировки. Но продолжались обсуждения проекта в режиме онлайн, были проверены некоторые аспекты, которые волновали наших корейских коллег. В частности, сейчас мы совместно пришли к выводам, что основной упор будет сделан на перевалку рыбы и морских биологических ресурсов, а не контейнеров, как предполагалось ранее», — сообщил директор АПИ по транспортной и логистической инфраструктуре Роман Семенцов.

    Приморские пеллеты будут отапливать Корею

    До пандемии одним из самых перспективных считался проект с участием южнокорейского капитала по запуску в Приморье производства топлива в виде древесных пеллет, используя отходы лесопиления. В начале 2018 года было заявлено, что ведущая торговая компания Кореи Posco Daewoo Corporation построит на Дальнем Востоке РФ сразу два завода по производству промышленных лесо— и пиломатериалов, а также топливных пеллет. Произведенную здесь продукцию компания Sewon Mars планировала экспортировать в Корею, где наблюдается дефицит экологичного топлива.

    Posco Daewoo (бывшая Daewoo Corporation, с 2010 года входит в крупнейшую сталелитейную компанию Южной Кореи Posco) была основана в 1967 году. Компания специализируется на экспорте сырья и товаров, управлении и финансировании проектов в металлургии, машиностроении, добывающей промышленности.

    Реализация проекта предусматривала два этапа. В раках первого — строительство завода по производству обрезного пиломатериала и древесных пеллет на территории опережающего развития (ТОР) «Надеждинская» (Приморский край), в рамках второго — строительство аналогичного производства в ТОР «Хабаровск» или ТОР «Комсомольск» (Хабаровский край).

    На данный момент неизвестно, будет ли проект реализован в задуманном формате, но то, что корейские инвесторы готовы вкладываться в лесопереработку, сомнению не подвергается.