ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://www.mvestnik.ru

    29 декабря 2020

    Черное обледенение

    Моряки понедельник не любят. Даже в рейс суда, как правило, в этот день недели не выходят. Пусть придется несколько лишних часов подождать, но команда «Отдать швартовы!» прозвучит только после полуночи, когда наступят новые сутки.

    Вчерашний понедельник стал черным для всего Северного бассейна. 28 декабря около 4 часов утра в условиях сильного шторма, ураганного ветра до 32 метров в секунду, сильной метели потерпело крушение судно «Онега» МК 0331. Оно принадлежит рыболовецкому колхозу имени Калинина (Архангельск) и приписано к порту Мурманск. Случилась беда в кромешной тьме полярной ночи в Баренцевом море, вблизи Новой Земли.

    По имеющейся информации, на борту находилось 19 человек: 16 из Мурманской области, по одному из Архангельской, Курской и Ростовской. Вчера же двое из них - второй штурман Владислав Буторин и матрос Руслан Катюхин - были спасены рыболовным траулером «Войково», который вел промысел в том районе.

    Без промедления

    Когда в ЦУКС главного управления МЧС России по Мурманской области поступила информация о затоплении судна «Онега», сразу же было организовано взаимодействие с Морским спасательным координационным центром, Северным флотом, Северо-западным авиационным поисково-спасательным отрядом. Координирует и руководит операцией Морской спасательный координационный центр. Областное УМВД осуществляет сбор информации об экипаже судна (место регистрации, проживания, состав семьи).

    Днем к месту крушения вылетел самолет Ил-38 Северного флота с четырьмя спасательными капсулами на борту. Летчики проводили визуальный осмотр района ЧП.

    Высота волн на месте затопления судна достигает 4 метров, температура воздуха - около минус 20 градусов.

    Приступили к работе оперативные штабы главных управлений МЧС по Мурманской и по Архангельской областям. Губернатор Андрей Чибис дал поручение своему заместителю Дмитрию Филиппову создать рабочую группу для оказания всесторонней помощи родственникам членов экипажа потерпевшего бедствие судна.

    Центр тяжести

    До окончания поисково-спасательной операции делать какие-то выводы рано. Но старым морякам известно, насколько опасно, когда судно обледеневает в штормящем море. Такое явление называют «черным обледенением».

    - Уже получена информация, что катастрофа произошла, когда экипаж поднимал сеть с уловом. А разве в условиях сильного шторма судно не должно сразу же отправляться в укрытие? Тем более что, как стало известно, на этом яруснике нет противообледенительных систем, - спросила я знакомого ветерана рыбацкого сообщества с огромным промысловым стажем.

    - До определенного момента погода считается промысловой, - ответил он. - До 3-4 баллов шторма, а на больших кораблях даже до 5 баллов вполне можно ставить и поднимать тралы. Скорее всего, это небольшое судно опрокинулось и перевернулось не из-за волны, а из-за так называемого «черного обледенения». Вот, к примеру, на днях в Мурманске было под 30 градусов. Спасенные рыбаки говорят, что примерно такой же мороз был утром на месте крушения. А само море теплое, около 2 градусов. Теплый воздух от воды в таких ситуациях быстро поднимается вверх, из-за чего очень скоро наступает обледенение вантов, мачт, всего такелажа. И их там, наверху, уже не оббить ото льда. Меняется центр тяжести корабля, и вот тут опасность перевернуться становится реальной. В течение нескольких минут судно может стать плавающей глыбой льда и опрокинуться. У нас на БМРТ были случаи, что приходилось просто убегать. Работали в Атлантике на Большой Ньюфаундлендской банке, и когда наступало вот такое резкое понижение температуры воздуха при теплом море, давалась команда немедленно покинуть район промысла, спуститься южнее. И мы резко спускались к югу именно для того, чтобы не попасть под «черное обледенение».

    И все же, что произошло на «Онеге»? Этот вопрос волновал вчера практически всех. Редакция попыталась получить дополнительную информацию у заместителя председателя рыболовецкого колхоза имени Калинина, которому принадлежит 41-летнее судно. Однако он категорически отказался давать любые пояснения.

    - Я сижу в кабинете в Мурманске и ничего сам не знаю. Поэтому никаких комментариев дать не могу, - сказал он по телефону.

    Да, в подобных случаях выяснение причин и обстоятельств трагедии может занять месяцы. Судя по всему, следственным органам предстоит немало работы. По факту затопления судна уже возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского и внутреннего водного транспорта).

    «Сразу не пиши...»

    Декабрь несет не только предвкушение Новогодья. Не в первый раз именно этот месяц предъявляет нашим морякам трагический счет. 18 декабря 2011 года в Охотском море во время буксировки от Камчатки к Сахалину самоподъемная нефтяная платформа «Кольская» в условиях сильного шторма перевернулась и затонула на глубине почти в полтора километра. На борту находилось 67 человек, 53 из них погибли или пропали без вести.

    И вновь декабрь принес нам большую беду. Вечером оперативный штаб Росрыболовства сообщил некоторые дополнительные подробности происшествия в Баренцевом море.

    «Капитан СРТМ «Войково» Ермаков (судно находилось в непосредственной близости от «Онеги») получил сигнал бедствия в 04:08 утра московского времени. В 04:12 судно пропало с навигационных систем. В это же время перестали наблюдаться бортовые огни «Онеги». По словам Ермакова, вследствие сильного шторма и низкой температуры шло активное обледенение. «Войково» немедленно направилось к месту катастрофы, где обнаружило двух членов экипажа «Онеги», которые были подняты на борт. У спасенных членов экипажа нет следов обморожения, однако они находятся в шоковом состоянии», - сообщили в пресс-службе Росрыболовства.

    Сегодня поиски пропавших моряков будут продолжены.

    - Ты там сразу-то не пиши, что кто-то погиб, - посоветовал мне по телефону внук, который года два назад жил в одной каюте вместе с моряком с «Онеги» в четырехмесячном рейсе на судне другой компании. - Не верю я, что с Серегой что-то плохое случилось. Он парень крепкий, умный, сильный. Жену очень любит, часто о семье рассказывал.

    ...Я и не пишу. Тоже не верю и тоже надеюсь. Как и все...