ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://www.kommersant.ru

    29 сентября 2020

    «Арктик СПГ-2» подбирают судовладельцев

    По данным “Ъ”, владельцами танкеров, которые планируется заказать для проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2» на азиатских верфях, могут стать «Совкомфлот» и японская Mitsui OSK Line (MOL). «Совкомфлот» уже подтвердил планы участвовать в конкурсе, итоги которого должны быть подведены в октябре. Судоходная компания и MOL могут разделить заказ. При этом число судов в рамках контракта, по словам источников “Ъ”, снизилось с десяти до шести в связи с переносом сроков ввода другого проекта НОВАТЭКА — «Обского СПГ».

    Российский «Совкомфлот» и японская MOL стали наиболее вероятными претендентами на судостроительные контракты по новой партии газовозов для проекта «Арктик СПГ-2» НОВАТЭКа, сообщили “Ъ” источники, знакомые с ситуацией.

    Так, о намерении «Совкомфлота» участвовать в этом тендере рассказал 25 сентября глава компании Игорь Тонковидов. Газовозы должны будут строить на одной из зарубежных верфей. Рассматриваются все основные площадки — китайская Hudong либо корейские DSME, Samsung и Hyundai, но решение еще не принято. Как уточнил господин Тонковидов, итоги тендера могут быть подведены в октябре. Его победитель заключает судостроительный контракт с верфью и будет владеть построенными судами, при этом он также заключает долгосрочный тайм-чартерный контракт с «Арктик СПГ-2».

    «Мы участвуем в тендере, а дальше решают его организаторы. Я так понимаю, это не только НОВАТЭК. Есть и другие акционеры (проекта "Арктик СПГ-2".— “Ъ”). И они определят, как выступили участники с точки зрения конкурентоспособности их предложений, и в зависимости от этого примут решение»,— сказал господин Тонковидов. Помимо НОВАТЭКа с долей 60%, по 10% в проекте у Total, китайских CNPC и CNOOC, а также японского консорциума Mitsui и JOGMEC.

    Мы участвуем во всех тендерах, которые касаются российских шельфовых и арктических проектов, потому что иначе мы отдаем эту национальную грузовую базу своим конкурентам

    MOL совместно с китайской COSCO уже выступает совладельцем трех СПГ-танкеров Arc7 для проекта «Ямал СПГ» — «Владимир Визе», «Владимир Русанов» и «Николай Урванцев», а также четырех конвенциональных судов. «Совкомфлот» же самостоятельно владеет танкером «Кристоф де Маржери» также для «Ямал СПГ».

    По данным “Ъ”, НОВАТЭК, скорее всего, диверсифицирует структуру судовладельцев, то есть контракты могут быть заключены как с «Совкомфлотом», так и с MOL. Какое число танкеров будет отдано каждой из компаний, еще не решено, говорит один из собеседников “Ъ”. Танкеры-газовозы, построенные для «Ямал СПГ» в Южной Корее, тоже были распределены между несколькими судоходными компаниями: помимо уже перечисленных, это Teekay и Dynagas.

    В ближайшие годы для проекта «Арктик СПГ-2» НОВАТЭКа построят 15 газовозов Arc7 на верфи «Звезда» (управляется «Роснефтью» и Газпромбанком), но компания просила Владимира Путина разрешить ей строительство еще десяти газовозов за рубежом, поскольку российская верфь не успеет все построить в сжатые сроки. Дополнительные суда нужны НОВАТЭКу к 2023–2024 годам для вывоза газа с «Обского СПГ» мощностью 5 млн тонн в год, причем компания была готова дополнительно загрузить «Звезду» заказом еще на 20 газовозов до 2030 года.

    Но сроки ввода «Обского СПГ» сдвинуты минимум на год, дополнительный флот решено перебросить на «Арктик СПГ-2», а общее число заказываемых за рубежом танкеров может снизиться с десяти до шести. В случае владения флотом как российской, так и японской компаниями встает вопрос, под каким флагом он будет ходить. Транспортировка газа по Севморпути и каботаж судами под иностранным флагом формально уже запрещены, но в случае с «Ямал СПГ» НОВАТЭК получил исключение (см. “Ъ” от 19 марта 2019 года). «Совкомфлот», утверждают источники “Ъ”, намерен ходить только под российским флагом.