ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://vgudok.com

    18 сентября 2020

    РЖД и порты РФ готовы перехватить белорусские грузы. Многовекторность политики

    Белорусский кризис может изменить направление грузопотоков в Прибалтийском регионе. Латвия и Литва, через порты которых Минск осуществлял перевозку грузов, пошли на прямую конфронтацию с непризнанным ими президентом Лукашенко. Сам Александр Григорьевич обещает этим странам ответные санкции, в числе которых и приостановка грузового транзита с территории Беларуси.

    Минск и Москва обсуждают переброску нефтяных потоков из литовской Клайпеды в российские порты. Об этом ещё 3 сентября заявил российский министр энергетики Александр Новак. Речь идёт не только о нефтепродуктах, но и обо всех белорусских грузах, которые сейчас отправляются через литовский порт. Поручения по проработке переброски белорусских грузопотоков в российские порты были даны после встречи премьер-министров Михаила Мишустина и Романа Головченко в начале сентября. Такова реакция официального Минска на поддержку белоруской оппозиции во главе с несостоявшимся президентом Светланой Тихановской со стороны Вильнюса. Литва наряду с Польшей стала главным защитником борцов с «последним диктатором Европы» как позволяют себе называть Александра Лукашенко представители литовской власти.

    31 августа страны Прибалтики ввели персональные санкции против ряда белорусских чиновников и лично Александра Лукашенко. Им на пять лет запретили въезд в Латвию, Литву и Эстонию. При этом Брюссель санкции против «последнего диктатора Европы» вводить не захотел, благоразумно понимая, что коммуникации с Минском строить всё же придётся. Но прибалты решили быть «святее римского папы».

    В последние годы литовско-белорусские разногласия носят перманентный характер. Пожалуй, что нормальное сотрудничество между двумя странами прекратилось с момента ухода с поста президента Литвы Альгирдаса Бразаускаса, который ясно понимал то огромное значение, которое взаимовыгодное сотрудничество с восточным соседом имеет для литовской экономики, предпочитая не смешивать вопросы экономики и политики и не лезть лишний раз во внутренние дела Беларуси.

    Особый негатив со стороны Вильнюса вызвало строительство Беларусью совместно с российской компанией «Атомстройэкспорт» Островецкой АЭС у границ Литвы. Литовские политики сразу же потребовали сначала прекращения строительства, а затем и закрытия уже построенной станции, которую в Литве считают небезопасной. Заметим, что от своей Игналинской АЭС литовцы уже избавились. Это было одним из условий вхождения страны в Европейский союз.

    С подачи Литвы бойкот БелАЭС объявили Латвия и Эстония. Причём первоначально Рига была готова закупать электроэнергию с территории Беларуси. Но политика и здесь пошла впереди экономической целесообразности.

    «Отказ от покупки электроэнергии, как в масштабе Литвы, так и стран Балтии наносит урон БелАЭС, так как за год, мы подсчитали, Беларусь потеряет сотни миллионов евро доходов», — заявил министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.

    Трудно избавиться от ощущения, что в заявлении литовского министра сквозит весьма заметная радость и даже злорадство.

    Лукашенко уже давно грозился отомстить Литве, перенаправив транспортные потоки из Клайпеды в порты российской Балтики, прежде всего в Усть-Лугу. Но реализации этого всё время мешала проводимая белорусским лидером многовекторная политика и тот безусловный географический факт, что Клайпеда банально ближе к Солигорску, чем российский порт, а плечо подачи до российских портов на 300 км больше, чем до прибалтийских. Похоже, что время, когда минский флюгер крутился во все стороны света, подошло к концу. А прибалтийские транспортники и портовики, уже потерявшие практически весь российский транзит, должны теперь готовиться и к потере белорусского. Однако, зная практику российско-белорусских отношений в экономической отрасли, уверенным здесь быть никак нельзя. Но когда, если не сейчас?

    А ведь ещё в июле этого года Клайпедский порт рапортовал о перспективах увеличения мощностей калийного терминала с 10 до 16 млн тонн в год. Терминалом по перевалке минеральных удобрений Biriu kroviniu terminalas (ЗАО «Терминал насыпных грузов») владеют литовский бизнесмен Игорь Удовицкий на 70% и «Беларуськалий» на 30%. В 2019 году через порт Клайпеды прошло 9,8 млн тонн удобрений «Беларуськалия».

    Белорусские калийные удобрения являются основным  грузом для литовских железных дорог.

    До 2006 года Беларусь пользовалась услугами портов Латвии — Вентспилса и Риги. Затем, посчитав литовские условия более выгодными, переориентировала грузопотоки на Клайпеду. Впрочем, литовские официальные лица не унывают.

    «Без оценки той выгоды, которую получает Беларусь, услуг и цен, которые получает при перевалке грузов через порты Литвы, накажут сами себя, а не только оказывающие услуги наши предприятия», — заявил министр экономики и инноваций Литвы Римантас Синкявичюс.

    В свою очередь Латвия, потеряв российские грузы, возлагала большие надежды на белорусское направление. Однако, присоединившись к санкциям против белорусских чиновников и демонстративно отказавшись от совместного с Минском проведения Чемпионата мира по хоккею, Рига снова, как и в случае с Россией, ставит себя в положение унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Главными пострадавшими в этой ситуации станут «Латвийские железные дороги» и порты Риги и Вентспилса. В 2019 году грузы, перевозимые по железной дороге Латвии из Беларуси или в Беларусь, составили пятую часть (около 7 млн тонн) всего грузопотока. За первое полугодие 2020 года объём перевозок по железной дороге Латвии сократился на 47% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. ЛЖД сокращают сотрудников, распродают вагоны, тепловозы, выставляют на торги недвижимое имущество. Свёрнут масштабный проект по электрификации, на который уже были выделены деньги из Брюсселя.

    Российские порты принять белорусские грузы готовы. Однако это может потребовать выделения дополнительных льгот для белорусских грузов. Сейчас даже при учёте 50% скидки, перевалка 1 тонны нефтепродуктов через Клайпеду выходит на 10% дешевле, чем через российские порты.

    Что касается минеральных удобрений (главная статья белорусского экспорта), то переброска этой группы грузов в необходимых объёмах потребует создания дополнительных мощностей в Усть-Луге и других портах. Вопрос состоит в том, пожелает ли белорусский лидер действительно убрать свои грузы из Прибалтики, или только использует свои угрозы как риторический приём в заочном общении с Ригой и Вильнюсом, отыграв назад и при первом благоприятном моменте вернувшись на многовекторную позицию? Но произойдёт это исключительно в том случае, если западные соседи обеспечат ему такую возможность. Что пока выглядит маловероятным.