ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://eadaily.com

    21 мая 2020

    Ямальский СПГ заспешил в Китай через Арктику, чтобы сократить расходы

    Столь ранний запуск самого короткого маршрута в Азию может быть связан с теплой зимой и попыткой сократить расходы в условиях низких цен.

    По данным навигационного портала Marinetraffic, танкер СПГ «Кристоф-де-Маржери» покинул порт Сабетта проекта «Ямал СПГ» и отправился по Северному морскому пути (СМП) в китайский Цзинтан. Доставка по СМП займет 23 дня. 11 июня газовоз планирует прибыть на север Китая.

    Начало навигации по Северному морскому пути в мае — редкое явление. Например, в 2018 году газовозы «Ямал СПГ» пошли в Китай по СМП в конце июня.

    По данным Marinetraffic, в районе танкера СПГ находился ледокол «Ямал», который принадлежит «Атомфлота». Возможно, он обеспечивает проход «Кристофа-де-Маржери», который сам по себе является танкером ледового класса Arc7.
    Иллюстрация: marinetraffic.com.

    Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что «Ямал СПГ» проводит эксперимент. «Компания вместе с акционерами, которые являются основными покупателями, ищет возможности оптимизировать расходы и сократить поставки в Европу, где наблюдается ценовой коллапс», — считает эксперт.

    Напомним, что львиная доля производимого на Ямале СПГ, как говорили в «Новатэке», предназначается для Азии, чтобы не создавать конкуренцию российскому трубопроводному топливу. Однако в прошлом году большую его часть экспортировали в Европу, где были более выгодные цены.

    В этом году на рынке обострилась ситуация с переизбытком газа и цены на топливо в условиях падения потребления из-за карантина упали до рекордных значений.

    Так, по данным Федеральной таможенной службы России, в марте экспорт российского СПГ снизился почти на 42%. А сам «Ямал СПГ» объявил о том, что в мае и июне остановит на плановое технической обслуживание в течение 12 суток вторую и третью линии проекта.

    «Новости о более раннем начале навигации в восточной части Севморпути могут оказать формальную поддержку акциям «Новатэка», — сообщили в «БКС Экспресс». Сама компания объявила по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в первом квартале 2020 года убыток в 30,68 млрд руб. Годом ранее «Новатэк» фиксировал прибыль в 381,8 млрд руб.

    Сейчас Китай быстрее остальных стран восстанавливает спрос на энергоресурсы. При этом около 30% в проекте «Ямал СПГ» принадлежит компании CNPC и Фонду Шелкового пути из Китая. И у CNPC заключен контракт на поставку 3 млн тонн ямальского СПГ в год.

    По данным «Новатэка», доставка СПГ по СМП сокращает время пути в Китай на треть. А гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша рассказывал «Коммерсанту», что себестоимость доставки тонны СПГ в китайский Яньтянь через бельгийский Зебрюгге — $ 91,5, по северному маршруту — $ 64, соответственно. Разница — $ 20−25 за тонну и до $ 35 за тысячу кубометров. За раз танкер «Кристоф-де-Маржери» может доставить 100 млн кубометров. Руководитель «Атомфлота», правда, замечал, что навигация по Северному морскому пути возможна лишь шесть месяцев в году.