ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://www.kommersant.ru/

    7 апреля 2020

    Кубань развяжет транспортный узел

    Принятая в 2018 году Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года предполагает, что экономический рост в регионе должен составлять от 3,9% до 5,4% ежегодно. В пересчете на душу населения ВРП к 2024 году, согласно планам стратегии, вырастет в 1,3—1,5 раза, а к 2030 году— в 1,5—1,8 раза. Столь амбициозные задачи невозможно выполнить без развития промышленности, АПК, торговли, логистики, увеличения оборота предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. В целом стратегией предусмотрена реализация семи флагманских проектов, благодаря которым будут создаваться особые кластеры, ориентированные на поддержку приоритетных направлений экономики. В частности, речь идет о кластерах экологизированного АПК с глубокой и умной переработкой, туристско-рекреационном кластере, кластере умной промышленности и ряде других. Но, пожалуй, одним из самых знаковых проектов является развитие торгово-транспортно-логистического кластера «Южный экспортно-импортный хаб».

    Темпы опережают возможности

    Цель этого масштабного проекта можно охарактеризовать как создание в крае такой транспортной системы, которая обеспечивала бы все возрастающие потребности бизнеса без ущерба для передвижения населения и гостей региона. При этом транспортная сеть должна удовлетворять не только внутренним потребностям региона и России в целом, но и увеличению экспортно-импортного обмена. Напомним: согласно задачам национального проекта «Международная кооперация и экспорт» объем экспорта только продукции АПК необходимо нарастить к 2024 году до $3,8 млрд.

    Сегодня транспортная сеть Кубани является одной из самых развитых в стране. Только протяженность автодорог общего пользования составляет порядка 40 тысяч километров. Из них более 1,3 тысячи километров федерального, почти 9 тысяч— регионального и около 30 тысяч местного значения. За последние годы реализованы проекты, которые увеличили пропускную способность и железных дорог. Однако темпы развития промышленности, АПК, переработки, туризма и других отраслей таковы, что этого уже явно недостаточно. Растет и поток продукции, которая направляется транзитом через Краснодарский край в наши порты из других регионов России.

    Уже сейчас портовые мощности часто бывают перегружены и не могут удовлетворить всех запросов на перевалку. Советник управляющего директора Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Наталья Иванова подчеркивает, что с расширением перевалочных мощностей экспортно ориентированные производства в регионе получат новый стимул наращивания своего потенциала. Ее слова подтверждают и данные министерства экономики Краснодарского края. По информации ведомства, на конец 2019 года бизнес готов был инвестировать в экономику региона порядка 700 млрд рублей. Из них проекты общей стоимостью порядка 200 млрд рублей уже были в высокой степени готовности. Однако для реализации бизнес-планов на сумму примерно 170 млрд рублей требовалось снять инфраструктурные ограничения, связанные именно с проблемами транспорта и логистики.

    Новые производства неминуемо приводят к возрастанию нагрузки на дороги. В конце прошлого года в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края проанализировали влияние на транспортную сеть 20 крупных инвестпроектов, которые сегодня готовятся к реализации. Расчеты показали, что с их запуском на полную мощность нагрузка на дороги Кубани увеличится примерно на 14 тыс. автомобилей в сутки! Это сопоставимо с пропускной способностью дороги первой категории. При этом не секрет, что трассы края уже сегодня загружены на полную мощность, а в пиковые моменты (например, летом) нередко возникают дорожные коллапсы.

    Для полноценной загрузки упомянутых выше 20 предприятий, по расчетам регионального минтранса, необходимо решить проблемы с подъездом к новороссийскому морпорту, проложить Дальний западный обход Краснодара, подъездную трассу к аэропорту в краевом центре. А также реконструировать ряд федеральных и региональных трасс, связывающих Краснодар, Крымск, Славянск-на-Кубани, Темрюк и т. д., увеличив пропускную способность дорог.

    Ворота в Евразию

    Создание торгово-транспортно-логистического кластера «Южный экспортно-импортный хаб» как раз и призвано устранить все эти проблемы. Причем очень важно, что качественное развитие транспортной инфраструктуры нашего региона послужит не только краю, но и экономике всего юга России в целом, обеспечивая предприятиям выход на международные рынки.

    Одна из важных особенностей Южного экспортно-импортного хаба состоит в том, что это не один, пусть и очень крупный объект, а целая структура, объединяющая значительную часть транспортных мощностей в Краснодарском крае.

    В рамках создания хаба до 2030 года планируется реконструировать девять крупных морских портов и четыре аэропорта, проложить новые и модернизировать действующие железнодорожные магистрали и автотрассы.

    В разработке проекта принимал участие Ресурсный центр по стратегическому планированию Леонтьевского центра. По его оценкам, реализация всех мероприятий потребует инвестирования порядка 1,2 трлн рублей— как от частных компаний, так и со стороны государства. Сейчас уже создана рабочая группа по реализации проекта, куда вошли представители федеральных органов власти: Минфина, Минэкономразвития, Минтранспорта, профильных органов региональной власти, рассказали в министерстве экономики Кубани. Проект хаба включен в общегосударственный план развития как важный шаг по вхождению Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира. Новый транспортный узел должен стать одним из ключевых в Евразии.

    Кубани же создание Южного экспортно-импортного хаба позволит усилить свое значение в системе международных транспортных коридоров, ускорить темпы роста экономики, создать целый ряд новых производств и более 10,2 тыс. рабочих мест. Кроме того, хаб обеспечит рост объемов несырьевого неэнергетического экспорта, а также увеличение грузо- и пассажирооборота различных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного.

    Аэропорт разгрузит

    Согласно проекту основные его транспортные узлы будут расположены в Новороссийске, Туапсе, Тамани и Краснодаре. И одним из ключевых этапов должна стать модернизация аэропорта в Краснодаре.

    В рамках реализации проекта предусмотрено создание мультимодального грузопассажирского транспортного узла на базе уже существующего аэропорта. Помимо услуг перевозки пассажиров здесь будут проводиться масштабные логистические операции по перевалке разнообразных грузов.

    На Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года было подписано соглашение о намерениях между администрацией края и президентом— председателем правления банка ВТБ Андреем Костиным о строительстве нового аэровокзального комплекса в Геленджике. Комплекс также является важной частью большого проекта «Южный экспортно-импортный хаб». После реализации проекта на месте старого аэропорта появится современная воздушная гавань. Это повысит доступность курорта и увеличит поток отдыхающих на побережье. Сейчас Геленджик ежегодно принимает около 4 млн туристов. В реализацию проекта планируется вложить около 3,5 млрд рублей. Как отмечают в администрации региона, новый аэровокзальный комплекс станет архитектурным стандартом высочайшего качества, визитной карточкой и Геленджика, и, возможно, всего края.

    Основная часть работы коснется реконструкции непосредственно самого аэровокзального комплекса. Его площадь будет расширена в семь раз— до 70 тыс. кв. метров. Резко увеличится пропускная способность: если нынешний аэропорт Краснодара максимально может обслужить до 1100 пассажиров в час, то новый комплекс позволит пропускать до 2600 человек.

    Планируется, что в 2023 году завершится строительство перрона и рулежных дорожек, что позволит увеличить количество принимаемых бортов— с 12 до 21 самолета.

    Также инвестиционный проект предполагает строительство новой вышки, объектов радиотехнического обеспечения. Кроме того, в проект включена прокладка участка дороги Темрюк— Краснодар— Кропоткин, его подведут к новому аэровокзальному комплексу. В конечном итоге он объединит четыре транспортных потока: авиа, железнодорожный, общественный транспорт и личные авто.

    Следующий этап модернизации аэропорта рассчитан на 2023—2030 годы. Здесь будет строиться автовокзал, железнодорожная станция и логистическая грузовая деревня.

    В целом же реализация всего проекта развития аэропорта и превращения его в мультимодальный грузопассажирский транспортный узел рассчитана на период до 2042 года. По окончании этого срока аэропорт Краснодара сможет принимать до 8 млн пассажиров в год. Для сравнения: по данным управляющей компании, в 2018 году терминал обслужил 4,1 млн человек.

    Порты просят пути

    Развитие портов региона напрямую зависит от пропускной способности подводящих авто- и железнодорожных путей. Это касается самого крупного транспортного узла на побережье— Новороссийского морского торгового порта. Международный транзитный потенциал края во многом обеспечивается именно выходом на внешнеторговые пути через НМТП. Сейчас его грузооборот составляет 170 млн тонн груза в год. К 2030 году он должен вырасти до 224 млн тонн.

    Для этого в первую очередь нужно развивать подъезды к порту, чтобы перенаправить потоки грузового транспорта, увеличить пропускную способность автодорожной части новороссийского транспортно-логистического узла и частично избавить город от пробок. Так, один из проектов первоочередного значения— прокладка дороги Цемдолина— улица Портовая, которая увеличит пропускную способность до 68 тысяч автомобилей в сутки. В результате ожидается снижение транспортной нагрузки на существующие дороги на 20% и как следствие— улучшение в городе экологической ситуации. По информации замглавы администрации города-героя Новороссийска Екатерины Демченко, к реализации проекта собираются приступить в текущем году.

    Помимо автодорожных работ порту требуется реконструкция железнодорожной станции, углубление акватории для приема судов с большим дедвейтом и проведение ряда других мероприятий, говорят в дирекции самого НМТП.

    Проектом Южного экспортно-импортного хаба предусмотрено также существенное увеличение пропускной способности портов Тамани и Туапсе.

    Если сегодня через туапсинский порт, по данным департамента инвестиций, проходит порядка 25 млн тонн грузов, то после создания хаба мощность перевалки может увеличиться до 40 млн тонн. Для этого туапсинский транспортный узел так же, как и новороссийский, нуждается в увеличении пропускной способности подъездов, что позволит развивать перевалочные возможности самого предприятия.

    В Темрюкском районе три порта. Уже давно существующие Темрюк и Кавказ, а также новый порт Тамань, который начала развивать компания ОТЭКО в 2010 году. Их суммарная пропускная способность сегодня— 67 млн тонн в год. По данным департамента инвестиций и развития МСП, реализация проекта Южного хаба позволит увеличить мощности перевалки к 2030 году до 200 млн тонн в год.

    Кубани же создание Южного экспортно-импортного хаба позволит усилить свое значение в системе международных транспортных коридоров, ускорить темпы роста экономики, создать целый ряд новых производств и более 10,2 тыс. рабочих мест.

    Логистика подключится

    Также планируется реализовать логистические проекты в Кущевском, Белоглинском, Туапсинском, Динском, Северском и других районах края. Например, в Староминском районе логистический парк проектной мощностью 15 тыс. тонн груза в год будет осуществлять перевозки любым видом транспорта, предоставляя информацию о движении грузов.

    А в Новороссийске планируют построить оптово-распределительный центр— так называемый продовольственный хаб. Инвестором выступает Romex Group. Этот логистический центр также входит в число объектов Южного экспортно-импортного хаба. Он будет принимать на кратковременное хранение товары народного потребления, продукты, проводить их комплектацию и отправлять в магазины и торговые сети. Центр займет площадь порядка 19 тыс. кв. м. Планируется, что его грузооборот составит более 1,5 млн тонн в год, рассказали в департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства края.

    Для Новороссийска реализация этого проекта означает не только приток налогов в местный бюджет, но и создание более 300 рабочих мест. Общий объем инвестиций в создание центра превысит 1 млрд рублей.