ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://www.eprussia.ru/epr/386/4438569.htm

    20 марта 2020

    Малые СПГ-заводы манят инвесторов

    Российские мало- и среднетоннажные проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ) не только упрочили позиции нашей страны на мировом рынке СПГ, но и повышают доступность «голубого топлива» для регионов РФ.

    К такому выводу пришли эксперты Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО в своем исследовании «Российский мало- и среднетоннажный СПГ», где проанализирована ситуация по состоянию на конец 2019 года.

    «Малотоннажный СПГ начинает использоваться в качестве моторного топлива на горнодобывающих производствах, в различных районах РФ реализуются проекты автономной газификации, распределенной тепловой и электрогенерации», – подчеркивают аналитики.

    Такие проекты осуществляют или планируют к осуществлению ОАО «Газпром», развивающее производство малотоннажного СПГ для автономной газификации населенных пунктов и работающего на газомоторном топливе транспорта. А также ЗАО «Криогаз» (дочерняя компания «Газпромбанка» и «НОВАТЭКа»), которая владеет двумя малотоннажными СПГ-заводами в Кингиссепе и Пскове.

    Топливо для самосвалов

    Развивают это направление и другие, менее крупные игроки. В их числе – производственно-строительная компания «Сахалин», которой принадлежит первый на Сахалине малотоннажный завод СПГ. А также ООО «Сибирь-Энерго», образованное группой угледобывающих предприятий Кемеровской области. Компания с 2017 года реализует интегрированный проект по производству сжиженного природного газа и созданию инфраструктуры для его потребления в качестве моторного топлива.

    При этом кузбасский СПГ-проект стоимостью 864 млн рублей можно отнести к наиболее примечательным и успешным. Как благодаря достигнутым на сегодняшний момент результатам. Так и благодаря поддержке местных властей, приветствующих перевод транспорта горнорудных предприятий Кузбасса на «чистое» топливо.

    Производственная мощность первой очереди первого в России СПГ-завода за Уралом, которое построило ООО «Сибирь-Энерго» в городе Новокузнецке, составляет 1,5 тонны в час (18 млн куб. м в год). Этого достаточно, чтобы обеспечить топливом 41 самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 90 тонн или 160 грузовых автомобилей. При этом полученные от ПАО «Газпром» лимиты на газ, площадь и существующие инженерные сети позволяют в кратчайшие сроки увеличить производительность завода до 7 тонн СПГ в час.

    «Весь производимый сжиженный природный газ используется в качестве моторного топлива на газовых и газодизельных самосвалах, – сообщают аналитики «Сколково». – За 2,5 года достигнут показатель 30‑процентного замещения дизельного топлива сжиженным природным газом, позволяющий снизить годовые расходы на топливо при эксплуатации одного только карьерного самосвала модели «БЕЛАЗ-75131» примерно на 3,5 млн рублей.

    Таким образом, срок окупаемости газодизельной системы составляет не более трех лет. Кроме того, при эксплуатации модернизированных карьерных самосвалов снижается загазованность промышленной площадки и объем выбросов токсичных веществ.

    При этом за период эксплуатации модернизированных карьерных самосвалов не было выявлено негативных моментов, связанных с использованием СПГ в качестве моторного топлива (в частности, минимальные изменения, внесенные в конструкцию двигателя самосвала, не повлияли на его мощность)».


    Региональная программа
    Более того, правительство Кемеровской области подготовило предложения по разработке региональной программы комплексного развития рынка сжиженного природного газа. Программа готовится на основе якорного потребителя – предприятий горнорудной промышленности Кузбасса с сопутствующим развитием заправочной инфраструктуры для общественного сектора.

    Разработка программы будет происходить на основе сложившейся кооперации компаний, реализовавших пилотный интегрированный проект СПГ в Кузбассе с привлечением заинтересованных отраслевых предприятий и государственных корпораций. Реализация программы позволит отработать механизмы создания инфраструктуры по производству и потреблению СПГ в качестве моторного топлива. Это обеспечит возможность дальнейшего тиражирования полученного опыта, а также станет успешной практикой для реализации другими субъектами РФ своих собственных программ развития рынка газомоторного топлива.

    Как напоминают аналитики «Сколково», сегодня переводу техники на газомоторное топливо мешает масса причин всероссийского значения. От ограничений существующей нормативно-правовой базы, сдерживающих развитие газозаправочной инфраструктуры, до слабой заинтересованности предприятий в переводе транспорта на газомоторное топливо из‑за более высокой покупной цены газомоторной техники и необходимости выделения средств на модернизацию производственной базы и подготовку персонала для эксплуатации работающего на метане транспорта.


    Амбициозный СПГ-проект
    Еще один амбициозный СПГ-проект регионального масштаба – мини-завод в селе Дальнем (входит в состав Южно-Сахалинска). Проект стоимостью 836 млн рублей был реализован ООО «Производственно-строительная компания (ПСК) «Сахалин» при поддержке Корпорации развития Сахалинской области.

    «Изначально предполагалось использование СПГ как для газомоторного транспорта, так и для автономных систем теплоснабжения, – сообщают аналитики «Сколково». – Но в связи с несинхронизированным строительством завода и инфраструктурой потребителя производство было введено в эксплуатацию лишь в ноябре 2019 года».

    Впрочем, планы региональных властей в отношении газификации населенных пунктов Сахалина с помощью СПГ достаточно оптимистичны. Тем более что к ним подключился еще и «Газпром», сообщивший в минувшем году о готовности построить мини-завод СПГ в районе города Поронайска.

    «За счет этого завода мы обеспечим экологически чистым топливом удаленные районы на севере Сахалина и Курильских островах, – прокомментировал совместные планы врио губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко. – Также этот газ можно будет использовать для нужд автономной энергетики и транспорта. В дальнейшем проект позволит нам выйти на межрегиональный рынок с поставками малотоннажного СПГ в прибрежные районы регионов Дальнего Востока».

    «Реализации этих планов благоприятствует то, что правительством Сахалинской области принят ряд законодательных актов, обеспечивающих поддержку инвестиционных проектов, в том числе – по компенсации части затрат на строительство СПГ и газомоторной инфраструктуры, – напоминают аналитики «Сколково». – Одно время предпринимались попытки организовать поставки продукции малотоннажных заводов СПГ на экспорт. Но правовой статус газа, который Сахалинская область получает в рамках соглашения о разделе продукции, не позволяет реализовать эти планы».


    Нужен якорный потребитель
    Впрочем, время может охладить оптимистичные СПГ-планы, в том числе и прогнозы, связанные с газификацией регионов. Именно так вышло с планами «Газпрома» относительно строительства малотоннажного завода СПГ в Коми-округе Пермского края. По данным осведомленных источников, отказ от строительства второго завода СПГ в Пермском крае связан с недосточной загруженностью завода в Канюсягах. Это было связано как с отсутствием крупного потребителя газа, так и с неподготовленностью котельных, не говоря о цене газификации.

    – Заходить в такие проекты есть смысл только при наличии «якорного» потребителя – промышленного предприятия, – считает гендиректор ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» Сергей Черезов. – Сегодня установка в Канюсягах загружена на полную мощность только зимой, в самые холода, а летом спад. Я вижу потенциал установки в развитии сети автогазозаправочных станций, в использовании СПГ в дорожной технике и сельском хозяйстве.

    Пока что действующие средне- и даже малотоннажные СПГ-проекты России ориентированы скорее на экспорт, чем на внутреннее потребление. И больше на транспорт, чем на газификацию, несмотря на достигнутую в целом высокую привлекательность СПГ-производств для инвесторов.


    Вопросы привлекательности
    Доступность технологии, достаточно высокое качество для производства в малых объемах, низкие в абсолютных значениях стартовые инвестиции привлекают в индустрию не только инвесторов из нефтегазовой отрасли, – напоминают аналитики «Сколково». – За последние несколько лет отрасль малотоннажного СПГ в России успешно прошла стадию первоначального становления. Сейчас действующие установки есть во многих регионах России, заявлены десятки новых проектов. Совокупный объем производства на малотоннажных установках достигнет почти 4,5 млн тонн к 2030 году и составит 3 % от общего объема производства СПГ в России.

    Основными событиями 2018‑2019 гг. в РФ стали запуск новых проектов производства СПГ и отработка технологий транспортировки на дальние расстояния. В частности, было положено начало эксплуатации малотоннажного СПГ на Московском газоперерабатывающем заводе и формирование парка автотранспорта на СПГ. Запущен в эксплуатацию малотоннажный комплекс по производству СПГ в Калининграде. Осуществлен запуск в эксплуатацию многотопливной АЗС, включающую возможность заправки СПГ, в городе Копейске (Челябинская область).

    При этом стоит отметить, что практически все малотоннажные заводы в России в азиатской части принадлежат непрофильным инвесторам (группа частных инвесторов в Новокузнецке, ассоциация строителей АЯМ, частный инвестор и Корпорация развития Сахалина в Южно-Сахалинске). Запасы газа, которые имеют доступ к «Силе Сибири», составляют 60 % от общих суммарных запасов газа Якутии и Иркутской области. А оставшиеся 40 % запасов имеют ограничения и изолированы. Следовательно, средне- и малотоннажный СПГ на сегодняшний день является единственным вариантом монетизации газа для месторождений Восточной Сибири.

    «На наш взгляд, существенно увеличить количество и размер проектов производства СПГ в регионах России возможно за счет создания условий для производства СПГ, – отмечают аналитики «Сколково». – Таких, как сокращение времени и стоимости подключения к газовым сетям, предоставление специальных налоговых режимов и налоговых льгот вне зависимости от размера проекта и статуса его основных акционеров.

    Актуальны и меры по развитию использования СПГ, в том числе стимулирование трансформации рынков энергоснабжения с переходом от угля и нефтепродуктов на использование СПГ, повышение предложения СПГ на внутреннем рынке и стимулирование спроса на газомоторное топливо (ГМТ).

    Существенную роль в развитии отрасли СПГ могут сыграть государственные инвестиции, в том числе – через создание государственной корпорации не только в проекты производства СПГ, но и в инфраструктуру транспортировки и использования СПГ».