ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://club-rf.ru/

    27 марта 2019

    Эксперт Росморречфлота: Камчатка может стать мировым логистическим центром

    Власти Камчатки приступили к реализации проекта транспортной линии Петропавловск-Камчатский – Приморск в рамках заключенного с Ленобластью соглашения о контейнерных перевозках по Севморпути. Сейчас в крае идет масштабная модернизация порта, ведется поиск места для создания глубоководного терминала для перевалки грузов, следующих через Арктику из Европы в Азию и обратно. Эксперты уверены, что проект сделает полуостров мировым логистическим центром и послужит мультипликативным толчком для развития как региона, так и всей страны.

    На Камчатке стартовал предынвестиционный этап реализации проекта транспортной линии Петропавловск-Камчатский – Приморск. Соглашение о контейнерных перевозках по Севморпути было подписано между главами Ленобласти Александром Дрозденко и Камчатского края Владимиром Илюхиным на инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019г. По словам Илюхина, «смелый» совместный проект с Ленобластью важен не только для развития двух регионов, но и для России в целом. Он свяжет такие порты, как Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Варандей, Сабетта, Дудинка, Игарка, Диксон, Хатанга, Тикси и Певек, а порт Петропавловска-Камчатского станет ключевой точкой транспортного пути между странами АТЭС и Европой.

    «Когда президент назвал приоритетом Дальний Восток, он имел в виду и освоение Севморпути. И в целом те тенденции, которые были определены главой государства, реализовываются. Сегодня мы формируем на Камчатке площадку, базу, с которой где-то после 2020г. Камчатка стартанет. Мы очень надеемся, что подписанное соглашение даст нам возможность в самое ближайшее время приступить к реализации проекта по строительству глубоководного порта в Авачинской бухте у нас на Камчатке, решить проблему перевалки грузов Северным путем для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, потому что это огромный рынок», – подчеркнул Илюхин.

    Действительно, реализация проекта СМП, а также строительство морского перегрузочного комплекса для сжиженного природного газа выдвигают Камчатку в число логистических центров мирового значения. Новая транспортная линия между Европой и Азией позволяет на 40% сокращать расходы на топливо при доставке грузов и на 23 дня время в пути по сравнению с маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы.

    «Идея сделать на Камчатке транспортный хаб принесет результаты для региона и страны в целом: это расширение ледовых проводок, модернизация береговой инфраструктуры. Да и вообще такой большой международный проект обладает своей экономической целесообразностью. Участники, расположенные в Северо-Восточном Китае, Корее, – им действительно выгоднее работать будет с Европой через СМП, чем через Суэцкий или Панамский канал. Здесь главное – сделать адекватной стоимость предлагаемых услуг для всех участников внешнеэкономической деятельности», – считает член Экспертного совета при коллегии Росморречфлота, глава морского агентства «Новэкс Марин» Владимир Фефелов.

    Сейчас специалисты и инвесторы из Ленобласти приступили к оценке возможностей порта в Петропавловске-Камчатском, определяется место в Авачинской бухте, где будет создан глубоководный терминал для перевалки грузов, следующих через Арктику в Европу и Азию. По мнению Фефелова, помимо строительства самого терминала, потребуется прокладка подъездных железнодорожных и автомобильных путей, обеспечение навигационного и гидрометеорологического сопровождения.

    «Нужно совместно с Росморречфлотом подготовить хорошую инвестиционную программу для переоборудования порта Петропавловск-Камчатский именно в транзитный порт. Ведь изначально он был построен не для транзита, а значит, без соответствующей наземной инфраструктуры, – говорит эксперт. – Нужно модернизировать портовые склады и расширить потенциал для принятия грузов с моря и отправки их морем по СМП большегрузными судами соответствующего ледового класса и типа судов (контейнеровозы и лихтеровозы). Действующий порт Камчатки пока не готов к проектам транснационального уровня, а вот у Ленобласти (порт Усть-Луга) инфраструктура готова, и Камчатка может перенять успешный опыт модернизации в рамках этого соглашения. Для нее это актуально».

    По мнению специалиста в области анализа грузовых потоков Софьи Катковой, при организации логистического центра не менее важна и сервисная составляющая, именно она в иных случаях дает конкурентное преимущество. «Возможности у порта Петропавловск-Камчатский достаточно широкие, и в перспективе он может стать хабом, был бы грузопоток. Хаб – это ведь не просто море, здесь основная работа идет на суше – организация перевалочного пункта. Недостаточно построить глубинные причалы, необходимо увеличивать площадь контейнерных площадок, набирать персонал, обеспечивать профессиональное сервисное обслуживание, ведь контейнерные линии – это в основном сервис и есть. И при прочих других равных условиях Камчатка может получить это преимущество», – отмечает руководитель проектов инжинирингового центра «Морское строительство и технологии» Софья Каткова.

    Однако эксперты убеждены, что ресурсами только региона эту задачу не решить. Проект, задуманный на Камчатке, должен вылиться в большую и интересную инвестиционную программу с включением федеральных экспертов и программ Росморречфлота, Минтранса. И чем быстрее будет представлен план-стратегия модернизации порта Камчатки, тем быстрее начнется реализация проекта по СМП в целом.

    О готовности федерального центра поддерживать подобные региональные проекты в послании Федеральному Собранию 1 марта 2018г. заявил президент РФ Владимир Путин. «Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. К 2025г. его грузопоток возрастет в 10 раз – до 80 млн тонн. Наша общая задача – сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией», – подчеркнул глава государства.

    Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», не сомневаются, что для Камчатского края реализация проекта по созданию логистического центра станет мощным экономическим прорывом. «Самое главное – это расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета. Это рабочие места, снижение напряженности на рынке труда, повышение благосостояния жителей Камчатки, увеличение потенциала общественного развития. И третья часть – это участие в большом транснациональном проекте, который улучшит имиджевую часть области, она станет более привлекательной для специалистов международного уровня, серьезных логистов, транспортников. И, поскольку работа на складах и в логистических центрах такого уровня престижна, сюда за опытом и зарплатой могут поехать специалисты высокого уровня, и это очень хорошо укладывается в план правительства по развитию Дальнего Востока», – прогнозирует Фефелов.

    Напомним, на развитие СМП в 2019–2024гг. потребуется 905,6 млрд руб. Часть этих средств будет направлена на Камчатку. Комплексный план по развитию минерально-сырьевой базы Арктики включает 118 проектов по развитию, освоению и переработке сырья, которое далее будет отправляться по СМП. План предусматривает увеличение грузопотока к 2024г. до 81,9 млн тонн, из них на вывоз полезных ископаемых приходится 76,7 млн тонн.