ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://rus-shipping.ru/

    23 января 2015

    Новые механики и кадровый голод

    Дефицит молодых специалистов на российском флоте - ожидаемая интрига ежегодного распределения выпускников судомеханического факультета, прошедшего в Морском госуниверситете им. адм. Г.И. Невельского 21 января.

    За 52 специалистов боролись представители ведущих судоходных компаний региона («ДВМП», «СКФ-Юником», «Норфес», «Примтанко», а также Mitsui O.S.K. Lines, Seatrade и другие глобальные монстры из сети партнеров «Фесконтракт интернешнал»). Несмотря на модный патриотизм, большинство дипломников, а в первую очередь – лучшие из них, отдали предпочтение иностранным флагам. О кадровой ситуации на флоте рассуждает Марат Фарзатович Суфияров, начальник отдела подготовки департамента крюинга владивостокского филиала ОАО «ДВМП».

    - Велик ли спрос на судомехаников, насколько он сегодня удовлетворен, какова тенденция?

    - Спрос большой и он не удовлетворен. Важно отметить, что кадровая ситуация на морском флоте в России определяется двумя неравнозначными и по разному влияющими друг на друга факторами: с одной стороны, есть отечественный морской транспорт под флагом Российской Федерации, а с другой – значительный сегмент компаний, эксплуатирующих флот под иностранными флагами. И те и другие испытывают потребность в квалифицированных специалистах, однако именно российский флот оказывается в наиболее уязвимом положении. Устойчивая тенденция – отток кадров в иностранные компании. Нынешнее распределение также свидетельствует об этом. Ежегодно нам требуется порядка 15 – 20 молодых инженеров судомехаников (более того, на основании наших заявок на специалистов плавсостава разного уровня – от матросов до инженеров, министерство определяет параметры набора). Несмотря на то, что компания организовывала плавательную практику двум десяткам курсантов во время обучения в университете, устроиться на работу в ДВМП изъявили желание только четыре человека.

    - Почему?

    - Причины понятны. С одной стороны, компании, работающие вне российской юрисдикции, предлагают более высокий уровень зарплаты, а с другой, выпускники, несмотря на то, что в их обучение инвестированы значительные государственные средства и средства отечественных судоходных компаний, не имеют перед ними никаких серьезных юридически закрепленных обязательств.

    - Как решить эту проблему?

    - На протяжении последних десяти лет ДВМП при поддержке Союза российских судовладельцев ежегодно инициирует обращения в Росморречфлот и министерство транспорта с просьбой внедрить контрактную систему обучения, как это уже было однажды предложено постановлением правительства от 1995 года «о целевой контрактной подготовке специалистов». Такая система накладывает обязанности на тех, кто получил образование за счет государства и инвесторов. Но пока нам только советуют повысить зарплату.

    - Звучит резонно.

    - На мой взгляд, существует проблема системного характера. Российский бизнес, находится в менее выгодных экономических условиях, чем иностранный или оффшорный. В то же время российские компании платят налоги, сотрудничают с отраслевыми учебными заведениями, вкладывая значительные финансовые средства, в том числе в обеспечение курсантов плавательной практикой. Чтобы изменить ситуацию, нужны решения, которые защитили бы отечественный бизнес, систему отраслевого образования, и в конечном итоге принесли большую пользу государству.

    - Требует ли уровень подготовки выпускников дополнительных затрат на обучение?

    - Те специалисты, которых пароходство готовило совместно с университетом, претензий не вызывают. Действует отлаженная система наставничества, когда, начиная с плавательной практики, курсантов готовят старшие специалисты, давая все необходимые знания и навыки для конкретного производства.