ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://delo.ua

    20 января 2015

    Транспортники заявили о блокировании экологами двух судов в Ильическом порту

    Федерация работодателей транспорта Украины обратилась к украинским властям с просьбой повлиять на экологов в Ильичевском морпорту, которые не пропускают два иностранных судна. Экологи требуют проведения экологической экспертизы, которая противоречит международной конвенции

    Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) требует от руководства государства прекратить противоправные действия экоинспекторов пункта экологического контроля Ильичевского морского порта и их начальника Салаватова И.А. в отношении судов "HEILAN STAR" (флаг Панамы, экипаж — граждане КНР) и "Алина" (флаг Грузии, экипаж — граждане Украины).

    Об этом говорится в открытом обращении ФРТУ, которое есть в распоряжении Delo.UA

    "Из-за отказа капитанов судов "HEILAN STAR", прибывшего в Ильичевский морской торговый порт 17 января под загрузку чугуна, и "Алина", которое прибыло к этому же порту 14 января для проведения ремонтных работ в Ильичевском СРЗ, нарушить международные морские конвенции относительно изолированных балластных вод и предоставить экологическим инспекторам разрешение осуществить их химический анализ, суда не прошли экологический контроль. В связи с этим пограничники не предоставили разрешения на открытие границы. Фактически, оба судна сейчас "заблокированы" в Ильичевском порту. По состоянию на 19 января ситуация не изменилась — оба судна продолжают простаивать, на капитанов продолжает оказываться давление для осуществления химического анализа воды изолированного балласта", — говорится в обращении.

    В Украине вопреки международным конвенциям, в частности МАРПОЛ 73/78 и недавним решением Госпредпринимательства № 34 и 29 чиновники Госэкоинспекции продолжают требовать химический анализ воды изолированного балласта (забортная вода, которая принимается в специальный танк судна, который полностью отделен от грузовой и топливной системы судна и предназначен только для перевозки водного балласта — Ред.) и судовую экологическую декларацию. Так, в 9 из 13 портов требуется судовая экологическая декларация, в 8 портах — отбираются пробы изолированного балласта для химического анализа независимо от обнаружения факта загрязнения.

    Как отмечают в ФРТУ, в Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда отказ капитанов судов выполнять требования, не предусмотренные международным законодательством, и вполне понятное стремление работать по международным нормам — основания для отказа в прохождении экоконтроля, а значит — не открыть границу, заблокировать загрузку или заход судна в порт. "Таким образом, суда вынуждены простаивать в порту, судовладельцы несут колоссальные финансовые убытки в размере от $10 тыс. до $25 тыс. ежедневно, снижается конкурентоспособность украинских портов, создается "поле" для процветания коррупции", — подчеркивают в ФРТУ.

    В ФРТУ подчеркивают, что именно химконтроль изолированного балласта — давний и "излюбленный" инструмент давления на капитанов для получения взятки. "Именно это требование создало прочную коррупционную схему, которая применяется более 16 лет. По данным судовладельцев и агентов, стоимость "экологической заботы" оценивается $0,5 — $1 за тонну воды изолированного балласта. Ежегодная сумма таких "поборов" в Украине, по оценкам участников рынка, оценивается по меньшей мере в 25 млн у.е." — отмечают портовики.

    "Если руководство государства и Госэкоинспекции должным образом не отреагирует на ситуацию с задержкой двух судов в Ильичевске, проигнорирует обращение работодателей по приведению системы экоконтроля в Украине к международным требованиям, это может привести к необратимым последствиям. Бездействие по искоренению этих коррупционных составляющих только укрепит уверенность местных чиновников во вседозволенности, может навсегда отпугнуть судовладельцев от наших портов, перечеркнуть все положительные наработки по реформированию и развитию украинских портов, только укрепит репутацию Украины, как одной из наиболее коррумпированных стран мира", — предостерегают в Федерации.

    Напомним, сегодня глава Министерства экологии и природных ресурсов Украины Игорь Шевченко сегодня написал на странице в Facebook, что министерство намерено ограничить тремя часами время проведения экспресс-анализа балластных вод при прохождении экологического контроля судами в пунктах пропуска через государственную границу и установить четкие основания для забора проб.

    "В последние дни получил сразу несколько тревожных сообщений из разных портов Украины о необоснованном задержания морских судов сотрудниками экологической инспекции. Везде одна и та же проблема — изолированные балластные воды. Дал поручение срочно подготовить изменения в двух приказов Минприроды относительно контроля изолированного балласта на морских судах", написал он.

    Министр добавил, что ситуация с этим вопросом является очень болезненной из-за коррупционной составляющей.

    "Будем и в дальнейшем способствовать улучшению условий ведения бизнеса в Украине с одновременным соблюдением требований природоохранного законодательства", — написал Шевченко.