ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://vesti.lv/

    1 января 2015

    Конец транзита: чем поплатились местные порты?

    Как уже сообщалось, в конце января — феврале российская нефтетранспортная компания Транснефть намерена переориентировать поставки нефтепродуктов из Вентспилса и Риги в российские порты Новороссийск, Приморск и Усть–Луга. Об этом российским СМИ заявил глава компании Николай Токарев.

    Примечательно, что все последние годы объемы перевалки грузов и в Рижском порту, и в Вентспилсском показывали устойчивый рост. Более того, Рижский порт по объему грузов вообще за 11 месяцев этого года вырвался в лидеры на Балтике. Но, возможно, сейчас ситуация может начать развиваться по негативному сценарию.
     
    Эксперт, предприниматель Евгений Гомберг в беседе с «Вестями Сегодня» решение руководства Транснефти назвал ожидаемым и логичным шагом: «Остается только удивляться, почему это не было сделано до сих пор. Зачем, условно говоря, покупать чужое, если есть свое? Понятно, что Россия сейчас взяла курс на поддержку российских производителей и своих поставщиков услуг. Сразу после выборов в своем блоге я опубликовал статью «День сурка», в которой призвал латвийских политиков быть последовательными. Позволю процитировать сам себя: «Мы первыми облаиваем Россию на всех форумах. Давайте уж будем последовательны, закроем и российский транзит, не дожидаясь, пока Россия сама это сделает».
     
    Депутат Вентспилсской думы Виталий Трусевич призывает надеяться на лучшее, но готовится к худшему: «Очевидно, что это только начало. Если экономическая война между Россией и ЕС, между Латвией и ЕС продолжится, то следует ожидать и новых неприятностей. Увы, если Транснефть и другие компании откажутся от услуг Вентспилсского порта, то последствия будут весьма серьезными, не исключаю и сокращение рабочих мест. Конечно, Вентспилсская дума категорически против этой санкционной войны, но нас никто не спрашивает, центральные власти ведут свои игры, а страдают, как всегда, простые люди».
     
    Многие эксперты в разговоре с «Вестями Сегодня» еще раз напомнили, что если бы в конце 90 — начале 2000–ых вентспилсские транзитные предприятия были проданы россиянам, то даже сегодня в разгар санкций порт мог бы себя чувствовать более уверенно — понятно, что российские компании не стали бы блокировать, обходить стороной российские же предприятия в Латвии.
     
    Впрочем, член правления Рижского свободного порта, депутат столичного самоуправления Михаил Каменецкий призывает не драматизировать ситуацию: «Географию все равно не отменишь, и российские предприниматели будут работать там, где им более выгодно. В любом случае объем перевалки российских нефтепродуктов через Рижский порт не столь велик, к тому же мы постоянно не только думаем, но и принимаем конкретные решения по диверсификации. Есть и новые интересные проекты.
     
    Так что порт особо сильно не пострадает. Но, разумеется, чем быстрее прекратится эта бессмысленная война санкций, тем лучше. Не стот забывать, что именно на Балтике самая жесткая в мире конкуренция портов. И когда отдельные политики нам настойчиво советуют внедрить у себя рекомендации польского отделения Всемирного банка, то мне хочется спросить: на кого, господа и дамы, работаете?! Ведь Польша, если кто забыл, тоже расположена на Балтийском море, и ее порты — наши прямые конкуренты!
     
    Отдельные эксперты, попросившие не называть их фамилии, в разговоре с «Вестями Сегодня» отметили, что угрожать еще не значит реализовать угрозу. «Для того чтобы Транснефть прекратила транзит через нас нефтепродуктов, ей нужно договориться с железной дорогой. Должна быть выстроена новая логистическая цель, а это не так просто. Будем надеяться, что полностью Транснефть из наших портов не уйдет».