ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • 5 ноября 2004

    Объединить вагоны

    Одна из структур "Северстальтранса" - Новая перевозочная компания предложила "Российским железным дорогам" создать совместное предприятие для осуществления грузовых перевозок. В монополии склонны согласиться с этим - ведь с помощью СП госкомпания сможет освободиться от госрегулирования тарифов. Другие частные перевозчики опасаются, что реализация этих планов подорвет конкуренцию на рынке железнодорожных перевозок.

    Как рассказал "Ведомостям" гендиректор НПК Игорь Асатуров, еще летом его компания предложила РЖД создать совместное предприятие по грузоперевозкам с возможными долями 50% на 50%, в уставный капитал которого участники внесут новые грузовые вагоны. "Такое СП могло бы стать крупным игроком на рынке железнодорожных перевозок, - говорит Асатуров. - Понятно, что компания будет несравненно меньше, чем РЖД, но у нее будет большая гибкость". Он поясняет, что тарифы РЖД жестко регулируются государством. А СП сможет самостоятельно регулировать вагонную составляющую тарифа, уровень которой в среднем достигает 15% от стоимости перевозок. Асатуров отказался комментировать, сколько вагонов может быть внесено в капитал новой компании. Он лишь отмечает, что "крупная компания начинается с 1000 вагонов". А источник "Ведомостей", знакомый с проектом, говорит, что НПК и РЖД могут передать в СП около 4000 вагонов на сумму $125 млн - по 1400 цистерн и 600 полувагонов каждый. Асатуров эти цифры комментировать отказался. Вице-президент РЖД Хасян Зябиров передал "Ведомостям" через пресс-службу, что пока не видел бизнес-плана НПК.

    Но в РЖД не отрицают возможности сотрудничества с НПК. "Такие схемы возможны. Они позволяют РЖД добиться увеличения объемов перевозок и способствовать демонополизации тарифа в потенциально конкурентных сферах перевозок", - говорит источник в РЖД.

    Между тем другие участники рынка возмущены попытками своих конкурентов создать альянс с госмонополией. "Это все равно, как если бы владелец самолета-" кукурузника"захотел бы создать СП с "Аэрофлотом", - негодует гендиректор ООО "Управляющая транспортная компания" (входит в группу "Уникор") Михаил Атласов. Он отмечает, что сейчас тарифы РЖД жестко регулируются, а СП сможет свободно устанавливать вагонную, а после введения и локомотивную составляющую тарифа. Снижая совокупный размер тарифа и применяя административный ресурс, СП сможет вытеснять других операторов с выгодных маршрутов.

    Источник в крупной нефтяной компании, знакомый с проектом НПК, называет его попыткой использовать возможности монополии для ведения частного бизнеса. "Они хотят получить беспрепятственный доступ к инфраструктуре, в то время как другим частным компаниям приходится согласовывать каждый свой шаг с РЖД", - говорит транспортник. Например, чтобы согласовать план перевозок на следующий месяц, надо обойти 15 кабинетов. У частных компаний и с ремонтом их цистерн на вагоноремонтных мощностях РЖД, и с разрешением на использование в перевозках частных локомотивов также возникают постоянные трудности. Для НПК "создание СП с монополистом снимет все эти проблемы. Но те слабые ростки рынка, которые прорастают на рельсах МПС, засохнут. Возродится протекционизм времен "Трансрейла" [эта компания с участием МПС в середине 1990-х была монополистом в грузовых перевозках]", говорит источник. Собеседник "Ведомостей" отмечает, что создавать подобные СП было бы неправильно, пока РЖД совмещает функции перевозчика и владельца инфраструктуры.