ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://og.ru

    20 ноября 2013

    «Роснефть» спасает Азербайджан в ущерб России

    Совет директоров «Роснефти» рассмотрел планы относительно реверса нефтяной трубы Баку-Махачкала-Новороссийск. В случае реализации этих планов компании каспийское нефтесырье пойдет не через порт Махачкалы, а по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Тем самым экономическим и геополитическим интересам России будет нанесен серьезный ущерб.

    Показательно, что ни официальной информации, ни официальных опровержений по появившимся сообщениям на данную тему в СМИ от «Роснефти» не поступало. В руководстве компании понимают, что придание публичности результатам заседания СД по вопросу транспортировки нефти вызовет серьезный скандал.

    Отношения между Россией и Азербайджаном в вопросах энергетической политики всегда складывались непросто. Не секрет, что трубопровод БТД был построен в противовес российским проектам. Ему была отведена роль действенного механизма в том числе в обеспечении энергетических интересов США и их союзников в этом регионе. Не случайно сенатор Ричард Лугар в своем докладе Комитету по внешним делам сената США под названием «Энергоресурсы и безопасность. От Каспия то Европы» приводил этот проект как пример успешной энергодипломатии Соединенных Штатов в Закавказье.

    Между тем, нефтяная отрасль Азербайджана переживает не лучшие времена. Медленно, но постоянно снижается объем добычи нефти (до 1% ежегодно), последние три года на 12% каждый год уменьшается и доля нефти, поставляемой в Джейхан. В настоящий момент загрузка нефтепровода БТД не превышает 60% от технических возможностей, что приводит к значительным убыткам из-за неэффективной эксплуатации трубы.

    Для Азербайджана в сложившейся ситуации путь один – превращаться в нефтетранспортное государство, постоянными партнерами которого могли бы стать Россия, Туркмения и Казахстан. Однако из-за высоких тарифов казахи в 2010 году отказались от использования БТД, перенаправив поставки на Махачкалу.

    К сожалению, дозировано выпускавшаяся и ранее информация о возможном реверсе трубы Баку-Махачкала-Новороссийск привела к тому, что с2014 года Казахстан возобновит транспортировку своего сырья по азербайджано-британскому нефтепроводу. А это порядка 4 млн тонн ежегодно. Уйдет на БТД и Туркменистан, ранее экспортировавший нефть через российский трубопровод.

    Последствия реверса для России будут крайне чувствительны. Фактически может свернуть свою деятельность Махачкалинский порт, который сегодня проводит порядка 6 млн тонн нефти в год, что составляет 80% его грузооборота. Соответственно, будет поставлен крест на планах развития Махачкалинского порта, которые недавно обсуждались в Минэнерго. Согласно этим планам перевалка нефти в порту к 2020 г. могла достигнуть показателя 15 млн тонн.

    Из Махачкалы осуществлялась перекачка нефти в Новороссийск, где проводилась уже загрузка танкеров и доставка черноморскими проливами в ряд портов европейских стран. Прибыль, получаемая благодаря перевалке нефти в портах и ее последующей транспортировке нефтепроводом из Махачкалы в сторону Новороссийска доставалась российской стороне. Теперь, благодаря решению Совета директоров о реверсе трубы, весь доход будет получать Азербайджан.

    Реверс принадлежащей Российской Федерации трубы в направлении Баку — яркий пример способности некоторых российских компаний пожертвовать стратегическими интересами родины и одновременно приносить пользу и прибыль заграничным акционерам. Ни для кого не секрет, что примерно 20% акций компании «Роснефть» принадлежит Бритиш Петролеум.

    Кстати, свои планы «Роснефть» не согласовывало ни с Минэнерго, ни с руководством «Транснефти», которое ранее выступало с негативной оценкой этой инициативы. Так что решение данного вопроса покажет, насколько российская власть горит желанием и готова к защите национальных интересов страны.