ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://mahachkala-news.ru

    15 ноября 2013

    Махачкалу оставили без нефти

    «Роснефть» спасет нефтяной экспорт Азербайджана за счет России.

    Совет директоров государственной компании «Роснефть» 9 ноября 2013 года рассмотрел планы по реверсу нефтепровода Баку-Махачкала-Новороссийск. Это позволит транспортировать сырье «Роснефти» не через российский порт, а через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Никакой информации о факте проведения Совета директоров и принятых на нем решениях не было обнародовано, источник в компании утверждает, что документация получила гриф «Секретно». Наиболее вероятно, что решение засекретить совещание руководителей компании связано с нежеланием раньше времени объявлять о планах, реализация которых приведет к существенному экономическому и политическому ущербу для России.

    Нефтяная отрасль Азербайджана медленно, но заметно, умирает. В 2011 году экспорт нефти из республики упал на 12,2%. В 2012 году азербайджанская государственная нефтяная компания ГНКАР экспортировал из порта Джейхан около 20,2 миллиона тонн сырой нефти - на 12,1% меньше показателя 2011 года. За девять месяцев 2013 года экспорт через порт Джейхан сократился еще на 4%, а объем добычи в республике на 1%.

    Сбываются предсказания тех аналитиков, которые утверждали, что большой нефти в азербайджанском сегменте Каспия нет. Труба БТД загружена на 60% мощности, ее эксплуатация убыточна. Единственный выход для Азербайджана − стать нефтетранспортной республикой, восполняющей потери от снижения добычи собственной нефти транспортировкой сырья третьих стран, которыми могут быть только Россия, Казахстан и Туркмения.

    В 2010 году Казахстан отказался использовать трубу БТД из-за слишком высоких тарифов, он поставлял часть своей нефти в Махачкалу. Но с 2014 года Казахстан под широко афишируемый будущий реверс российской трубы вернулся со своим сырьем в азербайджано-британский нефтепровод. Казахстанская компания "Тенгизшевройл" и порт Актау подписали соглашение об экспорте 4 млн. тонн нефти через Азербайджан ежегодно, начиная с 2014 года, сообщают РИА-Новости. Туркмения, экспортировавшая через Махачкалу свою нефть, также уйдет в БТД при реверсе трубы. Вынужден будет отправлять свою нефть танкерами в Баку и «Лукойл», ежегодно разгружающий в порту Махачкалы около одного миллиона тонн нефти.

    В последние годы в Махачкале смешивалось 1,5-2 млн тонн азербайджанской нефти с 4 млн тонн нефти с разгружаемых в махачкалинского порту танкеров. Нефть составляла четыре пятых грузооборота порта. Далее нефть из Махачкалы перекачивалась в Новороссийск, где грузилась на танкеры, доставлявшие ее в европейские порты через черноморские проливы. Доход от перевалки нефти в портах и ее прокачке по маршруту Махачкала-Новороссийск оставался в России. Теперь же «Роснефть» предлагает все эти доходы подарить Азербайджану.

    Недавно в Минэнерго обсуждался вопрос о потенциале развития махачкалинского порта, на котором представители порта заявляли о возможном росте перевалки до 8 млн тонн в год в ближайшее время и до 15 млн в год к 2020 году. Такие цифры выглядели вполне реально с учетом новых проектов на Каспии. Для Дагестана, где махачкалинский порт является одним из немногих крупных налогоплательщиков, данные планы были особо важны. Отсутствие перевалки нефти означает фактическую смерть порта, ведь танкеры с каспийских месторождений естественно пойдут прямо в Баку

    Реверс российского трубопровода в сторону Баку для Казахстана и Туркменистана станут примером того, как российские компании жертвуют интересами родного государства в пользу своих зарубежных акционеров (ВР принадлежит около 20% акций «Роснефти»). Как этот факт скажется на политическом весе России в Прикаспийском регионе, обсуждать нет необходимости.

    Пока планы «Роснефти» по реверсу нефтепровода Баку-Махачкала-Новороссийск никак не согласовывались с Минэнерго и трубопроводной монополией «Транснефтью». Ранее руководство «Транснефти» весьма без энтузиазма отнеслось к предварительным переговорам между «Роснефтью» и ГНКАР. Удастся ли «Роснефти» заставить российское сырье течь по азербайджано-британской трубе, зависит от того, насколько российские власти готовы защищать национальные интересы.