• С 31.01.2019 ГОДА ВСТУПАЕТ В СИЛУ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ КОДЕКСА ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ В СВЯЗИ С УЧРЕЖДЕНИЕМ РОССИЙСКОГО ОТКРЫТОГО РЕЕСТРА СУДОВ

    4 февраля 2019

    В соответствии с пунктами 9-10 статьи 33 КТМ РФ (в новой редакции) в Российском открытом реестре судов регистрируются:

    1) суда, в том числе маломерные суда, используемые в коммерческих целях, при условии эксплуатации таких судов в целях осуществления видов деятельности, не предусмотренных статьей 4 КТМ РФ, лицом, зарегистрированным в качестве участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края";

    2) маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, спортивные парусные и прогулочные суда.

    Суда, принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, подлежат регистрации в Российском открытом реестре судов при условии, что фрахтователем судна по бербоут-чартеру является юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях"».

    В соответствии с положениями статьи 47 КТМ РФ (в новой редакции) из Российского открытого реестра судов судно подлежит обязательному исключению по нескольким основаниям.

    Рассмотрим сравнение двух редакций нововведений в ст. 47 КТМ РФ. - Для просмотра переходите по ссылке

     

     

    При анализе изначально предлагаемой редакции ст. 47 КТМ РФ было выявлено противоречие и взаимоисключающий характер положений п. 2 ст. 47 КТМ РФ и п. 7. ст. 33 КТМ РФ относительно Российского международного реестра судов (далее – РМРС).


    Так, например, в РМРС возможна регистрация судна по пп. 2 п. 7 ст. 33 КТМ РФ (при использовании судна в каботаже), однако, при этом в п. 2 ст. 47 КТМ РФ определялось, что при осуществлении с использованием судна деятельности, предусмотренной ст. 4 КТМ РФ (тот же каботаж), судно подлежало обязательному исключению из РМРС.

     

    Осознавая, что с момента вступления в силу соответствующих изменений в КТМ РФ начнет формироваться практика по регистрации и исключению судов из РМРС, а неясность и противоречивость указанных норм может стать причиной неправильного толкования положений КТМ РФ участниками делового оборота и должностными лицами, осуществляющими регистрацию судов, нами было принято решение об обращении в Министерство транспорта Российской Федерации за соответствующими разъяснениями и с предложением устранить противоречие путем принятия предлагаемой нами редакции статьи 47 КТМ РФ.

     

    В настоящий момент мы можем отметить, что итоговая новая редакция статьи 47 КТМ РФ не содержит противоречий, и положение относительно обязательного исключения судна, посредством которого осуществляется деятельность, предусмотренная ст. 4 КТМ РФ, относится только к Российскому открытому реестру судов.