• Спасательные суда России: самые современные проекты и возможности

    1 февраля 2022

    Спасательные суда России: самые современные проекты и возможности

    Спасательные суда России: самые современные проекты и возможности

    За последние несколько лет к судам Морспасслужбы, обеспечивающим безопасность наших моряков, добавился ряд, не побоимся этого слова, отличных многофункциональных аварийно-спасательных судов проектов MPSV06 и MPSV07, а также многофункциональные мелкосидящие буксиры-спасатели MPSV12 класса Arc 5. Посмотрим на них поближе.

    Начнем с проекта MPSV06

    MPSV06 – отлично зарекомендовавшее себя многофункциональное аварийно-спасательное судно – ледокол классом Icebreaker 6 с неограниченным районом плавания и ледокольным форштевнем, а также крейсерской кормовой оконечностью. MPSV06 отличается удлиненной двухъярусной надстройкой бака, носовым расположением жилой надстройки и машинным отделением в средней части. На судне используется дизель-электрическая энергетическая установка c двумя азиподами и носовыми подруливающими устройствами.

    Всего их было отдано заказчику два. "Берингов пролив" и "Мурман" заложили в 2013 году, а сдали уже в конце 2015 года. Оба судна строили в Германии на верфи "Нордик Ярдс Висмар ГмбХ" в городе Висмар. Интересный факт: к разработке проекта приложили руку и Морское Инженерное Бюро и АО "Нордик Инжиниринг". Кстати, по проекту MPSV06M (проектную документацию разрабатывает КБ "Вымпел") на ПСЗ "Янтарь" весной текущего года начнется строительство ещё одного аварийно-спасательного судна. Контракт заключен с ФКУ "Дирекция государственного заказчика программы развития морского транспорта".

    "Мурман", проект MPSV06 / Фото: Морспасслужба

    Параметры MPSV06:

    Длина максимальная (с учетом буксирных кранцев) – 86 м;

    Ширина наибольшая (с учетом кранцев) – 19,10 м;

    Ширина по КВЛ – 18 м;

    Осадка по ЛГВЛ – 6 м;

    Вместимость грузовых трюмов – 800 м³;

    Контейнеровместимость – 12 FEU;

    Грузовые краны – 2 х 32 т (вылет 22,5 м), кормовая п-образная рама г/п 80 т с вылетом 10 м;

    Максимальная длительная мощность ГД – 2 x 3500 кВт;

    Винто-рулевой комплекс – 2 полноповоротные ВРК с ВФШ;

    Скорость хода при осадке по ЛГВЛ, уз – 15;

    Экипаж – 26 чел.;

    Спецперсонал – 12 чел.;

    Общее число мест для спасенных – 95 чел.

    Назначение MPSV06:

    Патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов;

    Оказание технической поддержки и помощи в районах опасных для мореплавания, добычи морепродуктов, обслуживание транспортных операций в портах;

    Поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;

    Буксировка аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнение морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде;

    Выполнение ледокольных операций в портовых и припортовых акваториях, а также замерзающих неарктических морях при толщине льда до 1,5 м;

    Оказание помощи в тушении пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря;

    Тыловое и техническое обеспечение, в том числе выполнение подводно-технических работ водолазов на глубинах до 60 метров;

    Выполнение глубоководных подводно-технических работ с возможностью длительного пребывания водолазов под давлением с рабочей глубиной до 300 метров;

    Тушение горящего на воде топлива, ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

    Обследование морского дна и поврежденных объектов на глубинах до 1000 м с помощью буксируемых и ТНГ аппаратов;

    Прием вертолета типа Ка-32.

    Помимо этого, в интересах Морспасслужбы специалисты "Нордик Инжиниринг" разрабатывают полный комплект конструкторской документации противопожарного аварийно-спасательного судна NE011 и многофункционального аварийно-спасательного судна NE025.

    На данный момент судно проекта NE011 "Николай Семенченко" (заложено 22.01.2020 года), строящееся на Ахтубинском судостроительно-судоремонтном заводе, уже спущено на воду (20.08.2021 года), но заказчику ещё не передано.

    NE011 имеет ограниченный район плавания R2 и ледовый класс Ice3. Машинное отделение среднего расположения, энергетическая установка двухвальная, дизельная, двухъярусная рубка расположена в носу. Также судно может порадовать открытой рабочей палубой в кормовой части и носовым подруливающим устройством. 

    Буксир "Николай Семенченко" проекта NE011 / Фото: Корабел.ру

    Параметры NE011:

    Длина габаритная с отбойным устройством – 27,35 м;

    Длина наибольшая – 26,81 м;

    Ширина габаритная с отбойным устройством – 10,12 м;

    Ширина наибольшая – 9,50 м;

    Высота борта на миделе – 3,3 м;

    Осадка по КВЛ – 2,35 м;

    Водоизмещение при осадке по КВЛ (соленая вода) – 380 т;

    Главные двигатели – 2х(595/640) кВт;

    Тяга на гаке – 20 тс.;

    Вместимость валовая (GT) – 229;

    Назначение NE011:

    Буксировка несамоходных плавсредств;

    Установка и снятие знаков плавучей и береговой судоходной обстановки;

    Заводка и подъем якорей;

    Перевозка грузов на рабочей палубе;

    Обеспечение работы дноуглубительного флота;

    Обеспечение гидростроительных работ;

    Доставка и развертывание средств ЛАРН;

    Оказание помощи в тушении пожаров.

    В середине декабря прошлого года на Окской судоверфи заложили пять аварийно-спасательных судна проекта NE025. Передать буксиры Морспасслужбе планируют в 2023 году. Первые два судна уйдут в Мурманск, другие два припишут к порту Петропавловск-Камчатский, ещё одно к порту Архангельск. Важно отметить, что эти  аварийно-спасательные судна строят в рамках федерального проекта по развитию инфраструктуры Северного морского пути.

    Проект NE025 / Изображение: "Нордик Инжиниринг"

    Параметры NE025:

    Длина наибольшая – 29 м;

    Длина габаритная – 26,6 м;

    Ширина наибольшая – 10 м;

    Высота борта на миделе – 4,2 м;

    Осадка по ЛГВЛ  на миделе –  3,2 м.

    Мощность ГД – 2x 746 кВт.

    Проект NE025 / Изображение: "Нордик Инжиниринг"

    Назначение NE025:

    Оказание помощи в тушении пожаров;

    Доставка и развертывание средств ЛАРН без захода в нефтяное пятно;

    Патрулирование акватории;

    Буксировка несамоходных плавсредств;

    Установка и снятие знаков плавучей и береговой судоходной обстановки;

    Заводка и подъем якорей;

    Перевозка грузов на рабочей палубе;

    Обеспечение работы дноуглубительного флота;

    Обеспечение гидростроительных работ.

    В чем-то схожие многофункциональные морские буксиры проекта Т3150-3Д (разработан «Морским инжиниринговым центром СПб») заложили на "Зеленодольском заводе имени А.М. Горького".

    В Зеленодольске заложили три многоцелевых морских буксира / Фото: "Зеленодольский завод имени А. М. Горького", ОАО

    Параметры Т3150-3Д:

    Длина наибольшая - 30.87 м;

    Длина между перпендикулярами - 29,00 м;

    Ширина - 11,20 м;

    Высота борта - 5,51 м;

    Осадка - 4,02 м;

    Осадка габаритная - 4,97 м;

    Мощность главных двигателей (не менее) - 2х1920 кВт;

    Тяговое усилие на переднем ходу - 65 т;

    Тяговое усилие на заднем ходу - 60 т;

    Скорость (не менее) - 14 узлов;

    Экипаж - 10 человек;

    Автономность судна - 10 суток;

    Дальность плавания - 3500 миль.

    Проект т3150-3д / Изображение: «Морской инжиниринговый центр СПб»

    Назначение Т3150-3Д:

    Буксировка несамоходных судов и плавучих сооружений;

    Поводка судов в акватории портов и постановка к причалу;

    Эскортные операции;

    Борьба с пожарами на судах и портовых сооружениях;

    Участие в спасательных операциях и операциях ЛАРН.

    Но вернемся к MPSV06, ведь есть и третье судно этого проекта – "Керченский пролив". Заложено было 21.07.2010 года на Амурском судостроительном заводе. Спущено на воду 30.10.2020 года. По мнению "Ъ" загвоздки в строительстве связаны с санкциями: компании из Европы попросту отказались проводить инспекцию, монтаж, пусконаладку и испытания пропульсивного оборудования Rolls-Royce и интегрированной системы управления Kongsberg.

    Проект MPSV06 / Изображение: МИБ

    Интересное замечание по поводу технических возможностей MPSV06 в своей авторской статье на нашем сайте сделал Виктор Николаевич Илюхин, доктор технических наук, профессор, более 30 лет занимающийся развитием системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности. Он отметил, что на MPSV06 "не предусмотрены транспортировка глубоководных спасательных аппаратов (СГА) и проведение с ними спускоподъёмных операций, но кормовое спускоподъёмное устройство (СПУ) по своим грузоподъёмности и размерам позволяет выполнять подобные работы. На палубе в кормовой оконечности этих судов также возможно разместить транспортабельные декомпрессионные барокамеры".

    Тем, кому интересна тема аварийно-спасательного флота России в обязательном порядке рекомендуем прочитать эту статью.

    Проект MPSV07

    Уникальность многофункциональных аварийно-спасательных судов ледового плавания проекта MPSV07 в их оснащенности и технических возможностях. Эти спасатели имеют неограниченный район плавания, могут ходить по трассам Северного морского пути. Винто-рулевой комплекс MPSV07 спроектирован под ледовую категорию Arc 5, при этом есть возможность эксплуатации судна и при температурах до -40°С. Запасы топлива расположены в диптанках в районе машинного отделения. Вместимость цистерн позволяет судну находиться на дежурстве в автономном режиме до 20 суток. Главная энергетическая установка состоит из четырех главных дизель-генераторов мощностью по 1370 кВт каждый.

    Проект MPSV07 / Изображение: МИБ

    Передано заказчику четыре таких судна, построили их на Невском судостроительно-судоремонтном заводе по проекту Морского Инженерного Бюро. "Спасатель Карев" заложили 22.09.2009 года, передали заказчику 25.10.2012, "Спасатель Кавдейкин" заложили 6.04.2010 года, передали – 19.07.2013. "Спасатель Заборщиков" – 17.05.2010 / 17.12.2013. "Спасатель Демидов" – 25.04.2013 / 04.12.2015. Пятое судно "Спасатель Ильин" ещё строится на Судостроительном заводе "Залив" имени Б.Е. Бутомы в Керчи. Спущено на воду 21.02.2019 года.

    Упоминаний о славных трудовых подвигах MPSV07 в сети предостаточно. Среди прочего отметим участие "Спасателя Карева" в 2013 году в учениях "BALEX DELTA 2013" в Германии, участие в буксировке подводной лодки из Санкт-Петербурга в Калининград в 2014 году в сложных зимних условиях, а ещё это судно как-то раз в условиях восьмибалльного шторма приняло на борт 21 члена экипажа буровой платформы GSP Saturn. "Спасателя Демидову" за время своей службы довелось взять на буксир дрейфующий в Черном море танкер "Канди".

    "Спасатель Карев" / Фото: Морспасслужба

    Параметры MPSV07:

    Длина максимальная – 73 м;

    Ширина габаритная – 16,60 м;

    Высота борта на миделе – 6.70 м;

    Осадка КВЛ (проектная) / максимальная – 4.50 / 5.10 м;

    Тяговое усилие на швартовах – 70 тонн;

    Вместимость грузовых трюмов – 94 м³;

    Объем танков для собранной нефти – 668 м³;

    Мощность ГД – 4 x 1370 кВт;

    Автономность – 20 суток;

    Экипаж – 20;

    Спецперсонал – 12;

    Общее число мест для спасенных – 69.

    Назначение MPSV07:

    Патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов;

    Оказание технической поддержки и помощи в районах опасных для мореплавания, добычи морепродуктов, обслуживание транспортных операций в портах;

    Поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;

    Поиск, спасение, эвакуация и размещение людей, оказание им медицинской помощи;

    Буксировка аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнение морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде;

    Оказание помощи в тушении пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря;

    Тыловое и техническое обеспечение, в том числе выполнение подводно-технических работ водолазов на глубинах до 60 метров;

    Тушение горящего на воде топлива, ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

    Обследование морского дна и поврежденных объектов на глубинах до 1000 м.

    Рассказ об MPSV07 вновь завершим обращением к Виктору Николаеву Илюхину. Как он отметил в своей статье, "для повышения возможностей системы аварийно-спасательного обеспечения (АСО) АЗ РФ организовано несение аварийно-спасательной готовности судами проектов MPSV06 и MPSV07 в акватории СМП, а также привлечение данных судов к несению аварийно-спасательной готовности на морских объектах нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе".

    А говорит это ни о чем другом, как о серьезной востребованности и пользе, которую приносят суда проекта MPSV07.

    Проект MPSV12

    Наклонный форштевень и крейсерская кормовая оконечность, удлиненная двухъярусная надстройка бака, резиновые накладки по бортам для близкого подхода к терпящим бедствие судам, мощный кран, система динамического позиционирования, и, конечно, необитаемый телеуправляемый подводный аппарат, способный погружаться на глубину до 3000 метров – все это MPSV12. А если ещё и вспомнить о том, что многофункциональный буксир-спасатель такого проекта также является и мелкосидящим, то ценность его вырастает в разы.

    Проект MPSV12 / Изображение: МИБ

    Всего передано заказчику четыре спасателя. "Бахтемир" заложен 2.06.2015 года и сдан 16.05.2019 года, "Калас" заложен одновременно с "Бахтемиром" и сдан 6.12.2019 года. "Бейсуг" – 16.12.2015 / 26.12.2020, "Пильтун" – 11.03.2016 / 15.12.2021. Все суда построены на Невском судостроительно-судоремонтном заводе. Ещё один многофункциональный буксир-спасатель строится на Окской судоверфи, его киль был заложен 11.11.2021 года.

    Аварийно-спасательное судно "Бейсуг" / Фото: "Невский ССЗ", ООО

    Параметры MPSV12:

    Длина максимальная – 79,85 м;

    Ширина – 16,8 м;

    Высота борта – 6,70 м;

    Осадка по КВЛ / максимальная – 3.20 / 4.50;

    Дедвейт при осадке по КВЛ / при максимальной осадке – 440 / 1936 тонн;

    Автономность судна по запасам топлива, воды и провизии – 30 дней;

    Дальность плавания – 4000 миль;

    Площадь грузовой палубы – 430 м²;

    Буксирная лебедка – Автоматическая двухбарабанная (с двумя тросами) с тяговым усилием около 100 тонн;

    Буксирный гак – 60 тонн с дистанционной отдачей;

    Грузовые краны – Электрогидравлический на колонне грузоподъемностью (SWL) 24 т при вылете стрелы до 20 м; электрогидравлический кран грузоподъемностью 0.985-0.320 т с вылетом стрелы 2.5-6.0 м;

    Водолазное оборудование – мобильная водолазная станция быстрого развертывания для спуска водолазов на глубины до 60 м;

    Оборудование для подводных обследований – Телеуправляемый необитаемый глубоководный аппарат (глубина погружения 3000 м);

    Мощность ГД – 2 х 2600 кВт;

    Винто-рулевой комплекс – 2 ледовых винта регулируемого шага в насадках плюс 2 обтекаемых полуподвесных полубалансирных руля с закрылками;

    Скорость при осадке по КВЛ и 85% МДМ – 14 узлов;

    Экипаж – 12 чел.;

    Спецперсонал – 22 чел.;

    Общее число мест для спасенных – 150 чел.

    На судне "Бейсуг" / Фото: Корабел.ру

    Назначение MPSV12:

    Патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов в соответствии с классом;

    Поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;

    Аварийно-спасательные, судоремонтные и водолазные работы на глубине до 60 м, а также подводно-технические работы с подводной сваркой и резкой;

    Буксировка аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнение морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде;

    Тушение горящего на воде топлива, ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН);

    Поиск и обследование подводных потенциально опасных объектов;

    Поиск, спасение, эвакуация и размещение людей, оказание им медицинской помощи;

    Оказание помощи в тушении пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря;

    Доставка генеральных и наливных грузов;

    Управление ТНГА рабочего класса с глубиной погружения до 3000 м.

    Аварийно-спасательное судно "Бейсуг" / Максим Ежов

    Чем хорош MPSV12?

    Безусловно своей уникальной конструкцией с небольшой осадкой, позволяющей ему как можно ближе подойти к судну, севшему на мель. Двумя открытыми ледовыми винтами регулируемого шага и ледовым классом Arc5. Скоростью: при создании концепта MPSV12 проводилось глубокое исследование, которые повлияло на выбор пропульсивного комплекса, обводов главных размерений и т.д. Итог – скорость хода на глубокой тихой воде для свежеокрашенного корпуса без обрастания при осадке 3,2 м при 85% мощности ГД составляет не менее 14 узлов.

    Аварийно-спасательное судно «Бейсуг» / Фото: "Невский ССЗ", ООО

    Кстати, "Бейсуг" специалисты Корабел.ру имели возможность посетить лично, после чего родился отличный репортаж и видеосюжет.

    Отдельно стоит отметить возможность буксира-спасателя создавать водяной заслон во время спасения судна, а также возможность принять на борт до 150 человек: в специальном салоне для спасенных, двух офисах, тренажерном зале, кают-компании и салоне для отдыха. На судне расположен медицинские амбулатория и стационар на два места, изолятор.

    В заключение нашего обзора обратимся к комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры не период 2025 года, согласно которому обеспечение нужд Северного морского пути предусматривает строительство 16 аварийно-спасательных судов ледового класса:

    2 многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью до 18 МВт ледокольного класса Icebreaker6;

    3 многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью 7 МВт ледокольного класса Icebreaker6;

    1 многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 4 МВт ледового класса Arc5;

    1 многофункционального буксира-спасателя мощностью 2,5 — 3 МВт ледового класса Arc5;

    4 противопожарных буксиров-спасателей ледового класса Arc4;

    5 буксирно-спасательных судов ледового класса Arc4.

     

     

    Автор: Петр Щеголихин

     

     

    Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/spasatelnye_suda_rossii_samye_sovremennye_proekty_i_vozmozhnosti.html