• 24 февраля 2010

    Директор по маркетингу порта Силламяэ Андрей Биров: Конфронтация с Россией стоила нашему порту миллионов тонн груза в год

    Представители высшего руководства России неоднократно заявляли о необходимости развития российских портов Северо-Запада с целью переориентации на них грузопотока из портов прибалтийских стран. В то же время, в Эстонии функционирует АО «Порт Силламяэ», являющийся совместным российско-эстонским предприятием, показавшем в 2009 году рост объемов перевалки грузов в 1,5 раза в сравнении с 2008 г. О структуре собственности порта, итогах работы за минувший год и перспективах на будущее в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает директор по маркетингу АО «Порт Силламяэ» Андрей Биров.
     
    - Расскажите, пожалуйста, какова структура собственности порта, какие терминалы работают на его территории?

    - АО «Порт Силламяэ» (Силпорт) является 100% частным совместным эстонско-российским предприятием. Вся земля территории порта в более чем 650 га является частной. 50% акций порта принадлежит Silmet Group (Эстония) и 50% российским предпринимателям.

    На территории порта расположен уникальный завод по переработке редких и редкоземельных металлов Silmet, 51% акций которого принадлежит российской компании «Сильвинит».

    Вообще Силпорт - это уникальный пример эстонско-российского торгово-экономического сотрудничества в рамках стратегического партнерства ЕС-Россия.  На территории порта находятся и оперируют 4 стивидорных компании.

    Alexela Sillamäe, принадлежащая голландской компании Trafigura, специализируется на перевалке светлых и темных нефтепродуктов, резервуарный парк терминала составляет 300 тыс. куб. м., мощность - 10 миллионов тонн в год. Alexela Sillamäe имеет сертификаты ISO 9001 и ISO 14001.

    Другой терминал - Tankchem/EuroChem (принадлежит российской компании «Еврохим»), по перевалке жидких химических и нефтехимических продуктов с резервуарным парком общей ёмкостью 55 тыс. 500 куб. м., с  объёмом перевалки до 1 млн т. в год.

    В порту также работает терминал по перевалке жидких удобрений и аммиака Baltic Chemical Terminal (BCT) – с резервуарным парком общей ёмкостью 120 тыс. тонн и объёмом перевалки   1,7 млн тонн в год. Владелец терминала – российская компания «Акрон».

    И, наконец, терминальный комплекс Silsteve (владельцы 50% на 50% Silmet, Эстония и два российских инвестора из Санкт-Петербурга), где переваливаются генеральные, Ro Ro грузы, мощностью до 1,5 миллиона тонн в год. Имеется территория парковок площадью 90 га  для одновременного размещения до 45 тыс. авто. Кроме того, в порту расположен пассажирский терминал Silsteve.

    Еще один терминал – контейнерный, находится в стадии развития. Его параметры: 850 м причальной линии, причальные глубины 14,5 м, площадь 40 га. Имеется железнодорожная и автопогрузочная техника и 5 кранов – 3 контейнерных и 2  универсальных портовых.

    Подчеркну, что порт Силламяэ – самый близкий к России глубоководный порт ЕС, расположенный всего лишь  в 25 км от границы России и ЕС. Порт открыт для навигации круглый год.  Причальные глубины, достигающие 16,5 м., позволяют принимать любые крупнейшие суда способные заходить в Балтийское море через Датские проливы.

    Силпорт имеет международный сертификат безопасности ISPS и является Свободной зоной первой категории (НДС, таможенные пошлины и акцизы составляют 0%).

    - Каковы итоги деятельности порта в 2009 г. – общий объем перевалки, структура грузооборота,  количество судозаходов, инвестиции?

    - В 2007 и 2008 году – по 1,7 миллионов тонн груза, 2009 год – 2,5 миллиона тонн грузов, рост 1,5 раза. По структуре перевалки на первом месте нефтепродукты терминала Alexela Sillamäe, на втором – жидкий аммиак и карбамидно-аммиачная смесь завода с Великого Новгорода; на третьем месте – генеральные грузы и новые автомобили (Silsteve перевалило за 1,5 года около 100 тыс. новых авто из Японии, Южной Кореи, Германии и США на рынки РФ и СНГ). И, наконец, на четвертом месте всевозможная жидкая химия.

    Количество судозаходов за 2009 год составило около 300.
    Если говорить о инвестициях в порту, то было куплено 5 кранов, в том числе два универсальных портовых (40 тонн груза или 40-футовые контейнеры) и три контейнерных. Из них сейчас установлен только один универсальный портовой, который работает с ноября прошлого года. Подготовлены площадки в 90 Га для новых автомобилей. Идет строительство контейнерного терминала, его завершение запланировано на конец 2011 года. По инвестпроекту терминала ВСТ закончено строительство двух резервуаров по 30 тысяч тонн для жидкого аммиака (осень 2009 г., первое судно с аммиаком отшвартовалось в декабре 2009 года и взяло курс на США).
     
    - Повлиял ли мировой финансовый кризис на работу порта, каким образом?

    Конечно же, повлиял, но гораздо меньше, чем обострение эстонско-российских отношений в апреле 2007 года (перенос Бронзового солдата). Из-за мирового экономического кризиса мы приостановили часть инвестиционных проектов, в т.ч. и контейнерного терминала, который мы планировали изначально ввести в строй уже к началу 2010 года, а теперь перенесли на конец  2011-го года.  Конфронтация же с Россией стоила нашему порту миллионов тонн груза в год; так по темпам роста в первом квартале 2007 года (до т.н. «Бронзовых событий») мы бы уже тогда достигли бы 3-4 миллионов тонн, а сегодня и всех 5 миллионов тонн груза. Плюс те инвестиции, которые к нам шли, но так и не дошли.

    Самый печальный из них для нас пример – это проект Nord Stream. Договор к подписанию был готов у нас в мае 2007 года, теперь все это безвозвратно ушло в порт Котка. Причина здесь – отказ правительства Эстонии дать разрешение на исследования и прокладку газопровода Поток в экономических водах ЭР. Мы потеряли на этом сотни миллионов евро и как минимум 300 рабочих мест в Силламяэ.

    - Ваш прогноз относительно грузооборота по итогам 2010 г.?

    - Несмотря на все экономические и политические трудности, хотим увеличить грузопоток на 25%.  Но это будет зависеть, прежде всего, от улучшения эстонско-российских политических и торгово-экономических отношений в целом.

    - Ожидаете ли вы спада объемов перевалки через порт с развитием порта Усть-Луга в России?


    - С Усть-Лугой мы и конкуренты, и партнеры одновременно. Например, по перевалке новых авто. Есть перспектива трехстороннего паромного сообщения Котка-Силламяэ-Усть-Луга в обоих направлениях одновременно (сразу два парома). К тому же мы готовы всегда прийти на помощь в случае, если Усть-Луга будет замерзать, как это имеет место в эту зиму. У нас ведь и сегодня льда практически нет, и ледоколов мы не вызывали. А вообще, конкуренция очень положительно сказывается на качестве логистических и портовых услуг, а главное - на цене для грузоперевозчиков.

    - Какова динамика грузооборота нефтепродуктов через порт в 2009 г. в сравнении с 2008 г.?


    - Рост ровно в полтора раза, это в основном мазут и ВГО.

    - Осуществляется ли в порту бункеровка судов и какими компаниями?

    - Бункеровка судов может осуществляться у нас при необходимости только с авто, поскольку специальных бункеровочных судов у нас нет.

    - Какие наиболее крупные инвестпроекты предполагается осуществлять в 2010 г.?

    - Продолжим строительство контейнерного терминала, всегда ждем с нетерпением любых российских инвесторов. Условия у нас самые выгодные и бюрократии в частном порту нет никакой. Все разрешения на строительство оформляются предельно быстро и без всяких проволочек. Так что добро пожаловать в Силпорт!
     
    Беседовал Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен