• 30 октября 2009

    Выныривание кадров

    Нехватка квалифицированных кадров в области морского транспорта по-прежнему остается актуальной проблемой, несмотря на кризис и сокращение персонала во многих компаниях. Помочь решить эту проблему могло бы более активное развитие системы среднего профессионального образования – по мнению экспертов, выпускники морских колледжей, техникумов и училищ востребованы не меньше, а иногда даже и больше, чем выпускники вузов. Кроме того, гораздо больший процент из них остается в профессии. Тем не менее, средние специальные учебные заведения сегодня выпускают в несколько раз меньше специалистов, чем высшие.

    О том, что нехватка кадров является одной из основных проблем развития морского транспорта, говорят уже давно - как представители системы образования, так и бизнеса. Новых специалистов выпускается немного, многие из них не идут работать по специальности, кроме того, существует проблема утечки специалистов за рубеж, где заработная плата на 30-40% выше, чем в России.

    Эта тенденция уже неоднократно обсуждалась на самых разных уровнях, в частности, министр транспорта Игорь Левитин заявлял, что необходима даже социальная и налоговая стимуляция выпускников судоходных вузов. Существенно помочь решению проблемы нехватки кадров могло бы и более активное развитие средних специальных учебных заведений – на подготовку специалистов у них уходит меньше времени, а вакансий для их выпускников, как правило, больше.

    Эксперты также отмечают, что ориентированные на практику специалисты могут быть в ряде вопросов более квалифицированы.

    Сегодня в Петербурге есть три самостоятельных средних специальных учебных заведения, готовящих специалистов по морскому и речному судовождению, правда, одно из них - ГОУ СПО «Ломоносовский морской колледж» специализируется на подготовке кадров для военно-морского флота. В итоге для «гражданских нужд» остаются ГОУ СПО Санкт-Петербургский морской технический колледж и ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж». Кроме того, есть два учебных заведения при вузах: Колледж водного транспорта Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций и Морской колледж при Государственной Морской Академии имени адмирала С. О. Макарова. Однако за последние годы многие из средних специальных учебных заведений существенно сократили число выпускников и подготавливаемых ими специалистов недостаточно для того, чтобы обеспечить потребности рынка.

    Измеряются в сотнях

    На каждого выпускника морского колледжа,  даже во время кризиса, уже имеется несколько вакансий. По словам директора «Санкт-Петербургского морского технического колледжа» Виктора Никитина, если бы его учебное заведение выпускало даже в два раза больше судоводителей и судомехаников, чем сейчас, они все равно были бы успешно трудоустроены. Сейчас колледж выпускает до 200 человек в год (для сравнения, только госакадемия им. Макарова ежегодно выпускает больше тысячи).

    Что касается «Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа», то раньше он принимал 240 человек в год, но затем, по просьбе самого учебного заведения, план был снижен до 125 человек. «Дело в том, что мы относимся к федеральным учебным заведениям, - рассказывает директор ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж» Николай Безрук, – И поэтому заработная плата наших преподавателей значительно ниже, чем в целом по городу. Поэтому мы были вынуждены сократить их число, а вслед за этим были вынуждены и уменьшить набор».

    Колледжи при вузах готовят не больше, например, Морской колледж при Государственной Морской Академии имени адмирала С. О. Макарова в этом году набрал 122 человека. Конкурса при этом в них практически нет – в лучшем случае 1-1,3 человека на место.

    Помимо общих причин непопулярности морских специальностей (проблемы развития флота, тяжелые нагрузки и пр.), у морских колледжей, техникумов и училищ есть своя проблема – это непрестижность среднего профессионального образования в целом.

    «В наш колледж поступают выпускники школ преимущественно из Ленинградской области, - рассказывает заместитель начальника Колледжа Государственной Морской Академии имени адмирала С. О. Макарова Виталий Баглай. – Так как для них это возможность перебраться в город. Местные абитуриенты же преимущественно поступают в вузы, а среднее образование им не интересно, для них важно получение диплома». При этом по словам г-на Баглая, работодатели ценят выпускников средних специальных учебных заведений не меньше, а иногда даже больше, чем выпускников вузов. «Гораздо больший процент из них остается в профессии, в то время как многие выпускники вузов предпочитают оставаться на берегу и работать не по специальности, - продолжает он. – У наших выпускников больше практики, поэтому они гораздо меньше нуждаются в дополнительной подготовке, очень часто гораздо тщательнее подходят к своей профессии».

    Эксперты по найму персонала также говорят, что возможностей для трудоустройства у выпускников колледжей не меньше, чем у выпускников вузов. «Для большинства работодателей уже не принципиально, какое именно учебное заведение заканчивал специалист - среднее или высшее, - говорит Ирина Зенкина, руководитель консалтинговой компании «Скайбилдинг» (занимается подбором специалистов по транспорту и логистике). – У большинства из выпускников нет проблем с трудоустройством – на поиск работы может уходить не более одного дня, а разбирают их уже на старших курсах. При этом вакансий для специалистов среднего звена, как правило, больше, чем для специалистов с высшим образованием».

    Просвет

    Несмотря на все трудности, представители морских колледжей говорят о том, что интерес к их образованию хоть и медленно, но все-таки растет, тем более что заработная плата  в области морского транспорта держится на довольно высоком уровне. Например, зарплата судоводителя (официально они, как правило, занимают должность вахтенного помощника капитана), даже без опыта работы, может составлять до 3,5 тыс. долл. в месяц.

    «В постсоветское время серьезно упал престиж специальности судоводителя, - рассказывает Виктор Никитин. – Она довольно тяжелая, имеет много специфических особенностей. Тем не менее, если раньше мы часто сталкивались с проблемой недобора, то в этом году, например, мы набрали больше первокурсников, чем планировали, несмотря на попадание в демографическую «яму». Это говорит о том, что интерес к профессии понемногу восстанавливается».
    То же самое подтверждает и Николай Безрук. По его словам, в том числе выросло количество желающих поступить после 9-го класса, что связано с реформой в армии и введением ЕГЭ. «Однако на восстановление подготовки кадров в прежних объемах должно уйти время, - говорит он. – Ведь в течение многих лет наш флот практически не развивался, а соответственно, и популярность специальности упала до минимума. Кроме того, многие наши выпускники уходят в сторонние сферы, например, занимаются разведением рыбы или открывают свой бизнес».

    В будущем свою роль должна сыграть и программа государственной поддержки среднего профессионального образования, которое было включено в нацпроект. В её рамках должно пройти техническое переоснащение колледжей, а соответственно, и повыситься качество подготовки и обучения. Например, уже был реализован проект модернизации оборудования Морского технического колледжа. Всего же только в 2008 году в Петербурге на развитие среднего профессионального образования было выделено 3,3 млрд рублей, из них: средств бюджета города  – 1, 574 млрд рублей (48%), средств федерального бюджета – 800 млн руб. (24%), средств из внебюджетных источников – 929 млн  рублей (28%).

    Маргарита Рахнова

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен