• 10 августа 2009

    Александр Пучков: Сейчас идет процесс консолидации и оптимизации таможенной системы, что положительно скажется на ее управляемости

    Экс-начальник Балтийской и Пулковской таможен, генерал-майор таможенной службы в отставке, эксперт-консультант Александр Пучков отвечает на вопросы ИАА «ПортНьюс» о последних инициативах Федеральной Таможенной Службы и актуальных проблемах, связанных с деятельностью таможни.
     

    Александр Михайлович, вы стояли у истоков становления таможенной системы в Российской Федерации, занимали должность начальника Балтийской таможни. Как вы оцениваете предложение Северо-Западного таможенного управления об объединении Санкт-Петербургской и Балтийской таможен?

     

    -Основной «боевой единицей» таможни в настоящее время является таможенный пост. А то, что называют таможней – это, фактически, бюрократическая надстройка.  Соответственно, чем меньше будет отдельных таможен, тем меньше будет в системе бюрократии, соответственно, численность сотрудников и их функции будут оптимизированы. Например, с моей точки зрения, у нас на Северо-Западе был период, когда таможни создавались по территориально-административному принципу без учета грузооборота. Создавались абсолютно лишние   таможни. Каждый руководитель субъекта федерации хотел иметь «свою» таможню, а то и две. Сейчас проходит процесс консолидации и оптимизации таможенной системы, что положительно скажется на ее управляемости.

     

    Если говорить конкретно об инициативе объединения Балтийской и Санкт-Петербургской таможен, то это позволит вывести процедуры таможенного оформления контейнеров за пределы Большого порта Санкт-Петербург на территорию «сухих портов»,  оставив в морском порту лишь оформление доставки контейнеров. Упростить процедуру  в рамках одной таможни гораздо легче. Несомненно, оформление судов, а также навалочных, насыпных грузов останется на постах, расположенных в порту.

     

    Что такая реформа даст бизнесу? Во-первых, вывод таможенного оформления и контроля в «сухие порты» разгрузит территорию Большого порта, которая в докризисный период уже  и так была перегружена. Во-вторых, стоимость хранения  в «сухом порту» контейнеров в разы дешевле, чем в морском. А с точки зрения обеспечения интересов государства улучшится качество таможенного контроля, так как осуществлять его на тыловых терминалах можно без излишней спешки.

     

    В идеале, в порту с контейнерами вообще бы ничего не должно происходить в плане таможенных процедур – досмотр также нужно  вынести за пределы порта, а оформлять доставку предварительно, как это делается в некоторых портах Европы.

     

    Не может ли так получится, что после выхода из кризиса, когда грузооборот Большого порта начнет бурно расти, в городе возникнет дефицит мощностей «сухих портов»?

     

    - У нас в Петербурге уже работают соответствующие транспортно-логистические терминалы, несколько проектов находятся в стадии реализации. Например, существуют терминалы «Евросиба» и «Национальной Контейнерной Компании» в Шушарах, «Интертерминал», проект в Янино…  Я думаю, существующих и строящихся проектов в этой области будет достаточно.

     

    Федеральная таможенная служба (ФТС) инициировала реформу переноса таможенных постов к государственной границе, что вызвало неоднозначную реакцию среди участников рынка. Насколько эта мера оправдана как с точки зрения обеспечения интересов бизнеса, так и государства?

     

    -То, что контроль за перемещением товаров должен осуществляться на границе, вопросов не вызывает. Однако в предложенной концепции, на мой взгляд, есть недочеты. Россия ориентируется на экспорт, а предприятиям неудобно оформлять свои грузы, направляемые за рубеж непосредственно у границы, вдалеке от своего фактического расположения. Поэтому при переносе постов к границе было бы логично разделить функции таможенного контроля и таможенного оформления. Прежде всего, необходимо внедрять предварительное электронное декларирование. Пока с этим дело обстоит плохо. Чтобы ускорить процесс, ФТС стоило бы поставить перед  таможенными брокерами условие, чтобы в течение определенного срока, например 6 месяцев, они перешли на электронное декларирование, поэтапно увеличивая долю электронных деклараций в их общем числе.

     

    После этого было бы целесообразным вообще передать функции, связанные с электронным декларированием, из таможни в Федеральную налоговую службу (ФНС). Это бы позволило, во-первых, разгрузить таможню от несвойственных ей функций сбора платежей в бюджет, чем должна заниматься ФНС. Во-вторых, ФТС и ФНС до сих пор не смогли объединить свои базы данных, что способствует распространению практики оформления грузов на «фирмы-однодневки». Если бы с декларациями работала ФНС, то она могла бы проверять компании по своей базе.

     

    Сейчас таможня выполняет огромное число несвойственных ей задач, в идеале она должна бы сосредоточиться на борьбе с контрабандой наркотиков, оружия и т.п. Изъятие у таможенников несвойственных им функций и передача их в соответствующие государственные органы значительно бы повысило эффективность работы.

     

    Кроме того, в рамках предложенной концепции не понятно, как бизнес будет стимулироваться на строительство терминалов у границы. Полагаю, что делать это нужно за счет государства, например по линии «Росграницы».  Либо предложить инвесторам какие-то гарантии загрузки построенных терминалов, что, кстати, не очень правильно.

     

    Еще одна инициатива ФТС – ограничить ввоз контейнеров через автомобильные пункты пропуска на границе с Финляндией, Прибалтийскими государствами и Украиной. Как вы оцениваете эту идею?

     

    -Данная мера позволит перераспределить грузопоток контейнеров из портов соответствующих государств в российские. Конечно, с точки зрения функционирования рыночной экономики, такое административное вмешательство, наверное, не совсем правильно – бизнес определяет логистическую цепочку, исходя из своих задач и выгоды. Однако данный вопрос , как я думаю, является отчасти  политическим и связан не только с экономикой, но и  с вопросами взаимоотношения с указанными странами, которые в некоторых вопросах занимают антироссийскую позицию.

     

    В России сейчас началась очередная кампания по борьбе с коррупцией. Как, с вашей точки зрения, можно победить это явление в таможенной системе?

     

    -Как я уже говорил, необходимо разделить функции таможенного контроля и таможенного оформления по разным организациям. Тогда основания для коррупции исчезнут. Ведь когда и тем и другим занимается одно и то же подразделение, то понятно, что в его рамках «договориться» очень просто.

     

    Что вы думаете о взаимодействии таможенников с пограничной службой? Есть ли между двумя службами противоречия? Как можно решить проблему простоя судна при посещении ее комиссией из пограничников и таможенников?

     

    -Противоречий между таможней и пограничниками нет. Их функции четко разделены – пограничники занимаются людьми, а таможенники – товарами. Другое дело, что с точки зрения бизнеса и обеспечения национальной безопасности здесь не все так гладко. Большой проблемой до сих пор остается время, которое тратится на работу комиссии при заходе судна в порт.  Что фактически делает комиссия? Пограничники ставят штампы в паспортах – на это достаточно и 10 минут. А таможенники работают с документами на груз, но это можно делать и вне пределов судна.

     

    У нас работа комиссии занимает до 2 часов, за стоянку судна  платятся сборы, в то время как за границей эти процедуры решаются без простоя.

     

    Надеюсь, что государство, осуществляя реформы в области деятельности таможни, прислушается к мнению экспертного и бизнес-сообщества.

     

    Беседовал Виталий Чернов

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен