
На рынке судовых топлив в России сложилась достаточно парадоксальная ситуация: при рекордном сокращении грузооборота морских портов объем реализации бункерного топлива по итогам первого квартала 2025 года вырос, причем существенно. По данным «ПортНьюс», основанным на сведениях от участников рынка (с учетом внутренних водных путей), продажи судового топлива в январе — марте увеличились примерно на 8%, а по итогам 2024 года было реализовано порядка 8 млн тонн. При этом за тот же период грузооборот морских портов снизился на 5%.
Эти и другие темы обсуждались в рамках XVIII Всероссийского бункерного форума, состоявшегося в Санкт-Петербурге при участии «ПортНьюс» (стратегический партнер форума — ПАО «Сбербанк»).
По данным, представленным в докладе президента СРО «Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков» (Росморречбункер) Виталия Ковалева, в 2024 году в морских портах (без учета внутренних водных путей) было реализовано порядка 7,4 млн тонн судового топлива.
По итогам 2025 года ожидается выход на объем продаж не выше 8 млн тонн.

Говоря о статистике, выступившие на форуме эксперты отметили одну из главных проблем отрасли — отсутствие официальных статистических данных, что затрудняет бизнесу возможность принимать инвестиционные решения, а государству — регулировать рынок. В этой связи отметим, что медиа-группа «ПортНьюс» предоставляет ценовой и аналитический бюллетень «Бункерный рынок. Цены», выходящий дважды в неделю и охватывающий практически все морские и речные порты, где осуществляются регулярные продажи бункерного топлива. Оформить подписку на дайджест можно в редакции. Дайджест формируется на основе опроса ключевых игроков бункерного рынка и предоставляет индикативные цены на все виды судового топлива.
При этом оценки «ПортНьюс» и Росморречбункера по прогнозу на 2025 год совпали: мы не ожидаем объема реализации бункерного топлива на уровне более 8 млн тонн.
Этот прогноз коррелирует и с данными, представленными в докладе старшего аналитика аналитического управления SberCIB Investment Research ПАО «Сбербанк» Константина Самарина. По его оценкам, объем производства судового топлива в России в 2025 году не превысит 8 млн тонн.
Старший аналитик аналитического управления SberCIB Investment Research ПАО «Сбербанк» Константин Самарин:

— Слабая нефть и крепкий рубль сделали внутренний рынок нефтепродуктов привлекательным во втором квартале 2025 года. Поставки дизельного топлива на внутренний и экспортные рынки сравнялись по доходности.
Сдержанный прогноз на этот год объясняется тем, что в настоящее время на рынке доминируют негативные фундаментальные факторы.
Во-первых, это рекордное за много лет падение грузооборота морских портов, которое по итогам года может превысить 10%.
Во-вторых, это перебои в работе НПЗ и сложности с логистикой доставки нефтепродуктов к портам (особенно остро эта проблема стоит для Дальневосточного бассейна).
В-третьих, наблюдается сильная волатильность на рынке нефти и курсов валют, поскольку нефтегазовый рынок особенно чувствителен к геополитическим событиям (а они нынче непростые).
Парадоксальный рост объема реализации бункерного топлива на фоне падения грузооборота портов можно объяснить как большей привлекательностью внутреннего рынка на фоне экспортной альтернативы (что побуждает НПЗ направлять объемы в том числе и на цели бункеровки), так и увеличением транспортного плеча и вместимости судов, заходящих в порты Северо-Запада в рамках прямых линий из АТР. На Дальнем Востоке резкий рост реализации в первом квартале 2025 года может быть связан с возникшим дефицитом топлива осенью-зимой 2024 года. В 2025 году в портах Дальневосточного бассейна возникал то дефицит, то профицит топлива — региональный рынок остается сильно зависимым от ритмичности поставок по железной дороге и ситуации на НПЗ, а потому итоговый показатель по итогам года может сильно отличаться от квартального.
Если говорить о ценах, то аналитики сходятся на том, что средняя цена на нефть на ближайший год будет составлять порядка $60–65 за баррель. США заинтересованы в умеренной стоимости нефти, поскольку от этого напрямую зависят электоральные перспективы любой партии, а страны ОПЕК+ включились в ценовую войну против тех же американских «сланцевиков» и не хотят терять долю рынка даже ценой потери стоимости.
Есть и положительные тенденции на остаток года. Так, имеются основания ожидать постепенного снижения ключевой ставки Центробанка, что может способствовать ослаблению курса рубля, а также реализации отложенного спроса на импортные товары (например, на автомобили). Это, в свою очередь, будет способствовать активизации прямых судозаходов из стран АТР (прежде всего Китая) и росту вместимости заходящих судов.
На более длинных горизонтах на российский бункерный рынок будут влиять меры Международной морской организации (ИМО) по поэтапному сокращению выбросов с судов, развитие судостроительных, судоремонтных и портовых мощностей в России и другие факторы. Обо всем этом более подробно читайте в очередном номере издания «ПортНьюс», который выйдет в печать в сентябре 2025 года.