• 24 августа 2022

    Российские претенденты на дно

    Российские претенденты на дно
    На фоне ухода из России большой четверки европейских дноуглубительных компаний, на конкурсы по работам в Арктике стал выходить российский бизнес. Так заявку на ремонтные дноуглубительные работы в навигацию 2022 года на подходном канале и акватории терминала «Утренний» в порту Сабетта проекта Арктик СПГ-2 НОВАТЭКа за 246,6 млн руб. подало АО «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Эксперты отмечают, что еще несколько отечественных компаний могут активизировать участие в аукционах, а выход на российский рынок дноуглубительных работ других иностранных компаний будет зависеть от их свободных мощностей и стоимости контрактов. 
    АО «МРТС» стало единственной компанией, которая подала заявку на участие в конкурсе ФГУП «Гидрографическое предприятие» на дноуглубление терминала «Утренний» в порту Сабетта (Ямал) за 246,6 млн руб., следует из протокола, размещенного на портале госзакупок. Итоги конкурса планируется подвести 9 сентября. 
    Терминал «Утренний» является участком №2 морского порта Сабетта и строится в рамках проекта Арктик СПГ-2 НОВАТЭКа. Строительство терминала Утренний в морском порту Сабетта, включая объекты федеральной собственности, а также реконструкция морского канала включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года. Подходной канал к терминалу Утренний длиной 5,6 км и шириной 510 м обеспечит судоходство в условиях припайного и дрейфующего льда. Общий объем дноуглубительных работ для терминала Утренний проекта Арктик СПГ-2 составит порядка 60 млн куб. м. Стоимость дноуглубительных работ составляет 37,5 млрд руб. Полная стоимость СПГ-терминала Утренний составляет 95,7 млрд руб. При этом проект на 70% финансируется за счет госбюджета РФ. 
    Строительство терминала «Утренний» позволит увеличить отгрузку углеводородов на экспорт в объеме 21,6 млн тонн в год в рамках освоения месторождения проекта Арктик СПГ-2.
    Справка: ФГУП «Гидрографическое предприятие» (предприятие госкорпорации «Росатом») осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории СМП, включающее в себя изучение подводного рельефа дна с целью поддержания актуальности морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания на современном уровне и обеспечения акватории СМП средствами навигационного оборудования, а также информирования мореплавателей об изменениях навигационной обстановки. Предприятие выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории СМП.
    Дноуглубительные работы на акватории терминала «Утренний» Гидрографическое предприятие осуществляет с 2019 года. Общий объем грунта, извлеченного за три года, превысил 24 млн куб. м. 
    В МРТС запрос PortNews не прокомментировали. В «Гидрографическом предприятии» не комментируют результаты конкурса до подведения итогов. 
    Как писал ранее PortNews https://portnews.ru/comments/3179/, подрядчики из большой четверки европейских дноуглубительных компаний (Van Oord, Boskalis, Jan de Nul, DEME), которые обеспечивали более 98% дноуглубительных работ в российских портах, с февраля 2022 года отказались от участия в российских арктических инфраструктурных проектах.
    На сегодняшний день российский рынок дноуглубления зависим от участия иностранных компаний. В мире представлены пять компаний, которые способны выполнять необходимые объемы работ в условиях ограниченного периода навигации в Арктике — это большая европейская дноуглубительная четверка и китайская компания СССС.
    Существующий российский морской технический флот уступает флоту ведущих зарубежных компаний по составу, производительности, технической оснащенности и технологиям, что не позволяет обеспечить выполнение задач по развитию морской портовой инфраструктуры. Крупнейшие операторы российского морского флота самоотвозных землесосов — это ФГУП «Росморпорт» (9 единиц) и ООО «Гидрострой» (5 единиц). Кроме того, два дноуглубительных судна имеет АО «МРТС» и по одному – ЗАО «Балтдрага» и ОТЭКО. 

Капитальные дноуглубительные работы по ключевым проектам суммарно составляют более 30 млн куб. м вплоть до 2025 года. Сюда входит дноуглубление в проекте реконструкции Морского канала в Обской губе, у нефтяного терминала «Порт бухта Север», развитие терминала «Утренний», дноуглубительные работы при строительстве морского угольного терминала на базе Сырадасайского угольного месторождения и универсального морского терминала в районе мыса Наглёйнын. 

Невозможно отказаться и от задач ремчерпания. Так, только в Обской губе (Морской канал, морской порт Сабетта и терминал Утренний) ремонтное дноуглубление в 2022 году составит до 1 млн куб. м., а в 2023 году – уже не менее 3 млн куб. м, с учетом завершения проектных дноуглубительных работ. После 2024 года для обеспечения безопасного движения судов ежегодно в Обской губе необходимо будет поднимать более 5 млн куб. м грунта, наносимого подводными течениями.

    Фото с сайта МРТС

    На фоне ухода из России большой четверки европейских дноуглубительных компаний, на конкурсы по работам в Арктике стал выходить российский бизнес. Так заявку на ремонтные дноуглубительные работы в навигацию 2022 года на подходном канале и акватории терминала «Утренний» в порту Сабетта проекта Арктик СПГ-2 НОВАТЭКа за 246,6 млн руб. подало АО «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Эксперты отмечают, что еще несколько отечественных компаний могут активизировать участие в аукционах, а выход на российский рынок дноуглубительных работ других иностранных компаний будет зависеть от их свободных мощностей и стоимости контрактов. 

    АО «МРТС» стало единственной компанией, которая подала заявку на участие в конкурсе ФГУП «Гидрографическое предприятие» на дноуглубление терминала «Утренний» в порту Сабетта (Ямал) за 246,6 млн руб., следует из протокола, размещенного на портале госзакупок. Итоги конкурса планируется подвести 9 сентября. 

    Фото с сайта МРТС / Строительство объектов морского порта 
    в районе поселка Сабетта

    Терминал «Утренний» является участком №2 морского порта Сабетта и строится в рамках проекта Арктик СПГ-2 НОВАТЭКа. Строительство терминала Утренний в морском порту Сабетта, включая объекты федеральной собственности, а также реконструкция морского канала включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года. Подходной канал к терминалу Утренний длиной 5,6 км и шириной 510 м обеспечит судоходство в условиях припайного и дрейфующего льда. Общий объем дноуглубительных работ для терминала Утренний проекта Арктик СПГ-2 составит порядка 60 млн куб. м. Стоимость дноуглубительных работ составляет 37,5 млрд руб. Полная стоимость СПГ-терминала Утренний составляет 95,7 млрд руб. При этом проект на 70% финансируется за счет госбюджета РФ. 

    Строительство терминала «Утренний» позволит увеличить отгрузку углеводородов на экспорт в объеме 21,6 млн тонн в год в рамках освоения месторождения проекта Арктик СПГ-2.

    ФГУП «Гидрографическое предприятие» (предприятие госкорпорации «Росатом») осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории СМП, включающее в себя изучение подводного рельефа дна с целью поддержания актуальности морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания на современном уровне и обеспечения акватории СМП средствами навигационного оборудования, а также информирования мореплавателей об изменениях навигационной обстановки. Предприятие выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории СМП.

    Дноуглубительные работы на акватории терминала «Утренний» Гидрографическое предприятие осуществляет с 2019 года. Общий объем грунта, извлеченного за три года, превысил 24 млн куб. м. 

    В МРТС запрос PortNews не прокомментировали. В «Гидрографическом предприятии» не комментируют результаты конкурса до подведения итогов. 

    Фото с сайта ГП

    Как сообщал ранее PortNews, подрядчики из большой четверки европейских дноуглубительных компаний (Van Oord, Boskalis, Jan de Nul, DEME), которые обеспечивали более 98% дноуглубительных работ в российских портах, с февраля 2022 года отказались от участия в российских арктических инфраструктурных проектах.

    На сегодняшний день российский рынок дноуглубления зависим от участия иностранных компаний. В мире представлены пять компаний, которые способны выполнять необходимые объемы работ в условиях ограниченного периода навигации в Арктике — это большая европейская дноуглубительная четверка и китайская компания СССС. 

    Существующий российский морской технический флот уступает флоту ведущих зарубежных компаний по составу, производительности, технической оснащенности и технологиям, что не позволяет обеспечить выполнение задач по развитию морской портовой инфраструктуры. Крупнейшие операторы российского морского флота самоотвозных землесосов — это ФГУП «Росморпорт» (9 единиц) и ООО «Гидрострой» (5 единиц). Кроме того, два дноуглубительных судна имеет АО «МРТС» и по одному – ЗАО «Балтдрага» и ОТЭКО. 

Капитальные дноуглубительные работы по ключевым проектам суммарно составляют более 30 млн куб. м вплоть до 2025 года. Сюда входит дноуглубление в проекте реконструкции Морского канала в Обской губе, у нефтяного терминала «Порт бухта Север», развитие терминала «Утренний», дноуглубительные работы при строительстве морского угольного терминала на базе Сырадасайского угольного месторождения и универсального морского терминала в районе мыса Наглёйнын.

    Невозможно отказаться и от задач ремчерпания. Так, только в Обской губе (Морской канал, морской порт Сабетта и терминал Утренний) ремонтное дноуглубление в 2022 году составит до 1 млн куб. м., а в 2023 году – уже не менее 3 млн куб. м, с учетом завершения проектных дноуглубительных работ. После 2024 года для обеспечения безопасного движения судов ежегодно в Обской губе необходимо будет поднимать более 5 млн куб. м грунта, наносимого подводными течениями.

    В правительстве и ранее поднимался вопрос о создании собственной дноуглубительной компании, однако пока конкретных решений по этому вопросу не принято. По оценкам «Гидрографического предприятия», на первом этапе с 2023 по 2028 год необходимо рассматривать возможность строительства не менее четырех различных вспомогательных судов оценочной стоимостью около 140 млн евро (оценка была сделана на основании предложений европейских верфей).  В дальнейшем технический флот потребует увеличения. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций может составить более 200 млн евро.  Учитывается как строительство нового флота, так и покупка судов на вторичном рынке.
    Эксперты пока скептически относятся к идее создания на базе арктического «Гидрографического предприятия» новой дноуглубительной компании. В этой ситуации глава консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что выход на российский рынок дноуглубительных работ других иностранных компаний будет зависеть от их свободных мощностей и стоимости контрактов. Кроме этого, подчеркивает эксперт, для деятельности в российской Арктике требуется время для мобилизации судов к месту работ. 
    Фото с сайта проекта Арктик СПГ-2

    В правительстве и ранее поднимался вопрос о создании собственной дноуглубительной компании, однако пока конкретных решений по этому вопросу не принято. По оценкам «Гидрографического предприятия», на первом этапе с 2023 по 2028 год необходимо рассматривать возможность строительства не менее четырех различных вспомогательных судов оценочной стоимостью около 140 млн евро (оценка была сделана на основании предложений европейских верфей). В дальнейшем технический флот потребует увеличения. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций может составить более 200 млн евро.  Учитывается как строительство нового флота, так и покупка судов на вторичном рынке.

    Эксперты ранее отмечали, что скептически относятся к идее создания на базе арктического «Гидрографического предприятия» новой дноуглубительной компании. Однако в нынешней ситуации глава консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что выход на российский рынок дноуглубительных работ других иностранных компаний будет зависеть от их свободных мощностей и стоимости контрактов. Кроме этого, подчеркивает эксперт, для деятельности в российской Арктике требуется время для мобилизации судов к месту работ. 

    После публикации материала заместитель гендиректора по инжинирингу и развитию ООО «МРТС Холдинг» Линар Гатауллин через пресс-службу сообщил, что работы необходимо выполнить в период летней навигации 2022 года и в их рамках будет задействован собственный флот компании - до двух самотвозных земснарядов. Участие в последующих госконкурсах на дноуглубление в МРТС оставили без комментариев. 

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram и канале в Яндекс.Дзен