1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Уголь притормозил отгрузки

20 июля 2022   08:00

Уголь притормозил отгрузки

Фото ФГУП «Росморпорт» / Угольный терминал порта Усть-Луга

Экспорт угля, одного из трех основных внешнеторговых грузов из России, пошел на спад. После активного майского наращивания закупок со стороны ЕС, в июне морские отгрузки российского угля сократились на 48%. Больше всего этот тренд затронул порт Усть-Луга.

Перевалка угля в морских портах России в июне показывает снижение. По данным «ПортНьюс», за первое полугодие обработка сухогрузов в портах сократилась на 5,4%, а на угольных терминалах Усть-Луги – более чем на 20%. Аналитики CRU отмечают, что Евросоюз сократил импорт энергетического угля морским транспортом из РФ в июне на 48% к маю до 1,7 млн тонн. Это антирекорд с 2019 года. На фоне прекращения поставок российского газа Германия, Австрия, Франция и Нидерланды уже объявили о планах увеличить выработку угольной электроэнергии.

Фото PortNews / Порт Выборг

В I кв. 2022 года экспорт угля и кокса, по данным «ПортНьюс», сократился на 5,6% до 43,2 млн тонн. При этом, доля в экспорте портов Балтийского бассейна составляет 18% (7,8 млн тонн в I кв. 2022 года), Азово-Черноморского бассейна — 22% (9,5 млн тонн), Дальневосточного бассейна — 54% (23,4 млн тонн). В терминалах Балтийского бассейна, осуществляющих перевалку угля, сокращение по сухогрузам составило 15,6%. Однако порт Выборг, наоборот, показывает положительную динамику (+2%): за весь 2021 год на терминале обработано 417,9 тыс. тонн грузов, при этом уже за первое полугодие 2022 года показатель превысил 427,7 тыс. тонн. На Дальнем Востоке перевалка угля на терминалах порта Ванино сократилась в пределах 10-20%, в одном из комплексов – выросла на 2%. На терминалах Находки обработка угля в среднем снизилась 17%. В то же время, на терминалах порта Восточный перевалка угля увеличилась на 6%. Существенный рост объемов перевалки угля зафиксирован в терминалах Азово-Черноморского бассейна, в некоторых комплексах, в 1,5 раза — до 15,2 млн тонн. 

Несмотря на принятие ЕС мер по борьбе с изменением климата, в ближайшее время страны намерены потреблять больше угля, чтобы повысить запасы энергии, отмечается в отчете судового брокеры Xclusiv. Например, Германия, Австрия, Франция и Нидерланды объявили о планах увеличить выработку угольной электроэнергии из-за прекращения поставок российского газа.  Однако, согласно отчету, такие планы добавят только 1,3% к ежегодным выбросам в ЕС, даже при интенсивной эксплуатации. 

ЕС весной 2022 года согласовал пятый пакет санкций в отношении РФ, в который внесен запрет на импорт российского угля (который, по данным Еврокомиссии, затронет четверть всего угольного экспорта из России). Согласно ему, запрет на импорт всех форм российского угля должен вступить в силу 10 августа, что, по оценке экспертов, сократит доходы РФ на 8 млрд евро в год. 

По данным аналитики Statista, основными потребителями российского угля в предыдущие годы года были Китай (29 млн тонн в год), Южная Корея (23 млн тонн в год), Япония (21 млн тонн в год), Турция (15 млн тонн в год), Тайвань (11 млн тонн в год), Нидерланды (10,5 млн тонн в год), Германия (10 млн тонн в год), Польша (10 млн тонн в год), Украина (9 млн тонн в год) и Индия (7,52 млн тонн в год). Таким образом, на европейские страны, в том числе Украину, приходилось порядка 40 млн тонн в год экспорта российского угля, что составляет около трети от всего объема зарубежных поставок.

Основными портами по импорту угля в ЕС являются Роттердам (Нидерланды, 14,6 млн тонн выгружено в первом полугодии 2022 года), Амстердам (Нидерланды, 6,8 млн тонн), Гамбург (Германия, 3 млн тонн), Гданьск (Польша, 3 млн тонн), Хихон (Испания, 2,8 млн тонн), Дюнкерк (Франция, 1,9 млн тонн), Фос (Франция, 1,9 млн тонн), Лаймуиден (Нидерланды, 1,6 млн тонн), Гент (Бельгия, 1,2 млн тонн), Флиссинген (Нидерланды, 1,2 млн тонн), Плонце (Хорватия, 1,2 млн тонн), Таранто (Италия, 1,1 млн тонн), Вильгельмсхафен (Германия, 1,1 млн тонн), Копер (Словения, 1 млн тонн), Антверпен (Нидерланды, 1 млн тонн), Альхесирас (Испания, 0,8 млн тонн).

Фото РЖД / Инфраструктура Дальневосточной железной дороги

Россия может перенаправить экспортный уголь через морские порты в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, хотя в полугодовой статистике этот тренд пока не очевиден. В первом квартале поставки российского энергетического угля в Индию увеличились год к году в 2,7 тыс. раз, до 573,2 тыс. тонн, сообщали в министрестве промышленности Индии. Однако, по данным Kpler, Китай в июне закупил 4,7 млн тонн российского угля, перевозимого по морю из России, что не значительно выше показателей прошлого года (5,2 млн тонн в июне 2021 года). 

Основной фактор в повороте экспорта угля — это расширение мощностей Восточного полигона. В конце июня РЖД и бизнес пришли к балансу по распределению объемов перевозки: монополия подтвердила, что предоставит грузоотправителям большие объемы вывоза угля на восток при вывозе угля и на запад. С целью сбалансированной загрузки железнодорожной инфраструктуры объемы принятого к перевозке угля в восточном направлении будут увязаны с перевозками в западном направлении, сообщали в РЖД.  

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru