• 8 апреля 2022

    Обслуживание призывают на Родину

    Фото НСРЗ 

    По данным «ПортНьюс», до конца апреля Минфин РФ оценит предложения Минпромторга об изменении Налогового кодекса и введении нулевой ставки НДС на судоремонт в России. Подобную меру уже анонсировало Минвостокразвития для предприятий Дальнего Востока. Инициатива может не только снизить себестоимость ремонта в России, что должно вернуть обслуживание с зарубежных верфей на российские, но и помочь судовладельцам избежать сложностей из-за санкций. Однако эксперты указывают на недостаточные мощности судоремонтный предприятий в России и необходимость дополнительного таможенного регулирования. 

    В марте Минпромторг направил обращение премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о поддержке гражданского судоремонта в условиях введения санкций путем установления ставки НДС 0% в отношении работ по ремонту гражданских судов, сообщили «ПортНьюс» в ведомстве. Соотвествующие изменения могут быть внесены в Налоговый кодекс РФ. 

    «Минфину поручено проанализировать обращение и доложить позицию ведомства по данному вопросу. Ответ ожидаем получить в текущем месяце», — добавили в пресс-службе Минпромторга. 

    Ранее Минвостокразвития предлагало установить нулевую ставку НДС на все виды судоремонта для предприятий Дальнего Востока. Цель этой меры, поясняют в министерстве, повышение конкурентоспособности отрасли, импортозамещение и развитие судоремонтных мощностей на территории ДФО. 

    В Минпромторге пояснили, что инициатива в отношении Дальнего Востока — пилотный проект, который используют для оценки конкретного и измеримого эффекта для всего гражданского судоремонта от предлагаемой меры. 

    В Минфине «ПортНьюс» подтвердили, что оба предложения ведомств в настоящее время рассматриваются. 

    Фото с сайта www.remontowa.com.pl

    Предложения о нулевой ставке НДС обсуждаются с 2019 года. Опрошенные ИАА «ПортНьюс» участники рынка едины в мнении, что именно сейчас отмена НДС на ремонтные работы для отечественного флота на российских верфях станет значимой мерой государственной поддержки сразу для нескольких отраслей: торгового и пассажирского судоходства, промышленного рыболовства, судостроения и судоремонта, а также значительного числа смежных производственных сфер – металлургии, двигателестроения, лакокрасочных покрытий, электроники.

    Услуги судоремонта востребованы – минимум один раз в год предусмотрено техническое обслуживание судов, раз в пять лет - капитальный ремонт, говорят собеседники «ПортНьюс» в бизес-сообществе. Сейчас услуги по судоремонту в России осуществляют 57 организаций, отмечается в сообщении Минпромторга. Всего, как следует из стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года, в России действует около 50 крупных и более 100 малых и средних судоремонтных организаций. Мощности основных предприятий ориентированы на военные корабли. 

    Гражданские суда часто ремонтируют на иностранных верфях: несмотря на декларируемые высокие уровни импортамещения, на флот установлено иностранное оборудование. Для товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, применяется ставка НДС в размере 18%. Таким образом, конкурентоспособность российских судоремонтных предприятий существенно снижается по сравнению с иностранными, поэтому им отдают предпочтение.

    Неизвестно на сколько предложенная мера снизит себестоимость ремонтных работ в России и будет ли это экономически выгодно для предприятий. Эффект для верфей, также не оценен. 

    Стратегия Минпромторга в текущей редакции предусматривает увеличение показателя по судоремонту в два раза к 2035 году, при этом вчера глава ведомства Денис Мантуров сообщил, что значение будет скорректировано — и планируется четырехкратный рост. 

    В госорганах не уточняют, на сколько текущие мощности российских верфей могут справится с потенциальными заказами. Инициатива, кроме поддержки судоремонтных предприятий, может также быть выгодна промышленным компаниям и судоходным компаниям, многие из которых столкнулись с санкциями в отношении как юрлиц, так и физлиц, то есть акционеров. Этот факт, вероятно, мог осложнить обслуживание на иностранных верфях и взаиморасчеты с компаниями. 

    Фото Росрыболовство

    Росрыболовство уже запросило информацию у рыбопромышленников о плановых ремонтах, чтобы составить график докового обслуживания на Дальнем Востоке и Северном бассейне. Как сообщал «ПортНьюс» ранее, собственные судоремонтные мощности могут появиться у «Норебо»: в марте компания стала владельцем площадки ООО «Пелла-Стапель» в Ленинградской области. 

    В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2021 году промысел водных биоресурсов осуществляли 930 единиц флота, в Северном – 187, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. 

    «На сегодняшний день в Северном рыбохозяйственном бассейне нет ни одного крупного гражданского судоремонтного предприятия. Суда Северного и Западного рыбохозяйственных бассейнов за рубежом в основном обслуживаются на предприятиях Норвегии, Финляндии, Польши, прибалтийских государств бывшего СССР. Всего 20 судоремонтных предприятий ДФО имеют экономические условия для осуществления деятельности в полном объеме. 35% рыбопромыслового флота региона проходит ремонт и техническое обслуживание в иностранных портах, преимущественно южнокорейских и китайских», — подчеркивает он.

    Фото с сайта www.sam-kang.com

    По данным ВАРПЭ, в 2018–2021 годах большинство крупно- и среднетоннажного флота в Дальневосточном и Северном рыбохозяйственных бассейнах (около 400 судов) осуществляли плановые и внеплановые ремонтные работы и модернизацию на судоремонтных верфях за рубежом. Согласно данным импортных таможенных деклараций (ФТС РФ), статистическая стоимость ремонта 70 судов за границей за 2020 год составила $119,19 млн или 8,57 млрд руб. (исходя из курса доллара за 2020 год). 

    Одной меры господдержки недостаточно для развития судоремонта в России и обеспечения заказами отечественных предприятий - важен комплексный подход, добавляет Герман Зверев. «В текущей ситуации ВАРПЭ также предлагает упростить административные регламенты ФТС при оформлении судового комплектующего оборудования, разрешить беспошлинный ввоз судового комплектующего оборудования для проведения судоремонта на территории Российской Федерации», — заключает он. 

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен