• 1 апреля 2022

    Из России с энергией: как санкции ударили по логистике экспорта

    ТЛК Забайкальск, фото пресс-служб правительства Забайкалья и ЗабЖД

    Экспортные грузопотоки российских энергоносителей если и страдают от санкций, то не критично. Пока все сводится к логистическим сложностям, вызванным саботажем российских грузов со стороны ряда сопредельных государств.

    Критических сложностей в вывозе российских энергоносителей из-за санкций в настоящее время не наблюдается. Как рассказал в ходе конференции «Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность» начальник службы организации таможенного контроля Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) Сергей Бирюков, «отказы иностранных фрахтователей от заходов в порты России были, но их было не так много: за все это время в области энергетической таможни было 12 отказов... В сжатые сроки до трех дней подходило другое судно и брало этот груз в адрес того же или другого получателя».

    По его словам, впрочем, хуже обстоит дело с вывозом угля от некоторых угольных компаний, чьи владельцы подпали под персональные санкции.

    «У нас по всему углю вопросов нет, за исключением СУЭКа, это север и Норвегия. Владелец принял решение, которые должен был принять, первый балкер уже был загружен, так что, думаю, поедем», - сказал Сергей Бирюков.

    По трубопроводному транспорту никаких изменений не наблюдалось, а вот в сегменте железнодорожных и автомобильных грузоперевозок имел место быть саботаж со стороны ряда сопредельных государств.

    «Происходит блокировка железных дорог под разными предлогами (ремонт, неполадки в информационных системах), что приводит к тому, что груз не доходит, концентрируется в приграничных регионах, фиксируется как просто недошедший. Нельзя сказать, что это приводит нас в ступор, это рабочие моменты... Поэтому с владельцами грузов ведется постоянный диалог... Нет другого способа, кроме как этот поток товаров переориентировать либо в адрес другого получателя, либо на внутренний рынок. Вопросы решаются оперативно, не вижу проблем, которые мешали бы решить эту ситуацию», - пояснил представитель таможни.

    Тем не менее, по данным статистики энергетической таможни, за первый квартал текущего года экспортный грузопоток российских энергоносителей по железной дороге составил примерно 10 млн тонн, что соответствует показателю аналогичного периода прошлого года.

    «За первый квартал текущего года экспортный грузопоток российских энергоносителей по железной дороге составил примерно 10 млн тонн, что соответствует показателю аналогичного периода прошлого года»

    Также фиксировались случаи саботажа транзитных грузов, направлявшихся в Калининградскую область, со стороны Литвы. На этом фоне на линию Усть-Луга – Балтийск было принято решение привлечь дополнительное Ro-Ro судно. Напомним в этой связи, что в марте на линии начал работу новый паром «Маршал Рокоссовский», а осенью к нему должен добавиться аналогичный паром «Маршал Черняховский».

    Паром «Маршал Рокоссовский», фото с сайта ОСК

    «Можно сказать, что в энергетике санкций нет, трудности больше логистические. Недружественные действия сопредельных государств привели к задержке в решении некоторых вопросов, которые стоят перед нашими продавцами при доставке их товаров», - констатировал Сергей Бирюков.

    Нет проблем и в сфере программного обеспечения, с которым работают таможенные органы: все основные информационные системы – российской разработки.

    «По поводу импортозамещения нам повезло: у ФТС нет ни одного программного продукта иностранного производства, на основании которого принимаются решения. Они все - российские, наша информационная система, наша система контроля вывоза товаров и т.д...», - сказал представитель таможни.

    Тем не менее, в условиях резкой перестройки логистических схем и маршрутов, отказа западных перевозчиков от работы в России, необходимо быстрое создание сети легких складов и заказ новых судов. Такое мнение в ходе конференции Smart Ports высказала основатель проекта N.Trans Lab, эксперт по транспортной логистике Мария Никитина.

    «Самая основания наша проблема связана с судами, поскольку 90% рынка фрахта будет находиться в зоне санкционного контроля, необходимо будет менять контракты, усиливать FOB, искать инвестиции в судостроение... важно также специализированное судостроение, например, когда речь идет о сжиженном природном газе», - считает Мария Никитина.

    По мнению эксперта, необходимо приобретать суда, искать дружественных перевозчиков, не находящихся под санкциями, заказывать строительство судов в Китае для грузов с уникальными характеристиками.

    На открытии ТЛК Забайкальск, фото ЗабЖД


    В сфере развития складской инфраструктуры, по мнению Марии Никитиной, нужно строить легкие и минимально затратные временные склады, которые должны располагаться вблизи портов, погранпереходов и в районе соответствующих предприятий-грузоотправителей.

    В этой связи стоит отметить, что 28 марта 2022 года был открыт транспортно-логистический комплекс (ТЛК) на пограничной станции Забайкальск. «Теперь практически все грузы, которые к нам поступают из Китая, можно перегружать здесь. Мы существенно увеличиваем скорость обработки каждого вагона, сокращая время почти на четверть», – сказал по случаю открытия ТЛК глава РЖД Олег Белозёров.

    ТЛК предназначен для перегрузки контейнеров, угля, колесной техники, длинномерных и тяжеловесных грузов.

    В любом случае необходимо ускоренное увеличение провозной способности Восточного полигона. Очевидно, что российская внешняя торговля окончательно разворачивается в Азию, причем этот тренд возник задолго до текущего конфликта на Украине, а сейчас лишь ускорился. Более того, если мы говорим об экспорте энергоносителей, то провозная способность на Дальний Восток особенно критична для угля, поскольку сейчас инфраструктура, очевидно, будет забита контейнерами с китайскими товарами, поставляемыми на замену западным.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен