• 29 марта 2022

    Судоходные компании отправили по новому витку разрыва цепочек

    Судоходные компании отправили по новому витку разрыва цепочек поставок
    Цепочки поставок за последние два года и так претерпели шок, связанный с пандемией, однако геополитическая ситуация внесла новые изменения в мировую торговлю, 90% которой осуществляется по морю. Значимость мировых судоходных компаний в новых обстоятельствах не изменится, и стоимость их акций будет только возрастать, полагают аналитики. Учитывая сложность рыночной конъюнктуры, эксперты не ожидают появления новых отечественных игроков на российском рынке, но прогнозируют увеличения доли азиатских партнеров. 
    Фонд SonicShares опубликовал прогноз по (https://www.sonicshares.com/wp-content/uploads/dlm_uploads/2021/05/SonicShares_BOAT_Fact-Sheet_2022.01.31_final.pdf ) индексу Global Shipping ETF, который состоит из более 45 компаний со средней и крупной капитализацией (не менее 50% дохода которых приносит деятельность в мировой судоходной отрасли), зарегистрированных на биржах в развитых странах. На это первым обратил внимание Bloomberg. 
    Более 63% флота мировых судоходных компаний из списка SonicShares обрабатывают контейнеры, остальные 35% флота — это сухогрузы и танкеры. Учитывая опору экономик разных стран на мировую торговлю, своевременное производство и управление запасами, зависимость от морских перевозок сохранится, что, в свою очередь, подтверждает потенциальные прибыли по акциям судоходных компаний, полагают в SonicShares. 
    «Во многом то, что происходит сейчас, очень похоже на пандемию в том смысле, что она создает острый дисбаланс в спросе и предложении на исходные материалы, товары и некоторые готовые товары, а также на возможности доставки в целом», — заявил основатель SonicShares Пол Сомма (цитата по Bloomberg). 
    Цепочки поставок за последние два года и так претерпели шок, связанный с пандемией, однако геополитическая ситуация внесла новые изменения в мировую торговлю, 90% которой осуществляется по морю. Значимость мировых судоходных компаний в новых обстоятельствах не изменится, и стоимость их акций будет только возрастать, полагают аналитики. Учитывая сложность рыночной конъюнктуры, эксперты не ожидают появления новых отечественных игроков на российском рынке, но прогнозируют увеличения доли азиатских партнеров 

    Цепочки поставок за последние два года и так испытали шок, связанный с пандемией, однако геополитическая ситуация внесла новые изменения в мировую торговлю, 90% которой осуществляется по морю. Значимость мировых судоходных компаний в новых обстоятельствах не изменится, и стоимость их акций будет только возрастать, полагают аналитики. Учитывая сложность рыночной конъюнктуры, эксперты не ожидают появления новых отечественных игроков на российском рынке, но прогнозируют увеличение доли азиатских партнеров.

    Фонд SonicShares опубликовал прогноз по индексу Global Shipping ETF, который состоит из более 45 компаний со средней и крупной капитализацией (не менее 50% дохода которых приносит деятельность в мировой судоходной отрасли), зарегистрированных на биржах в развитых странах. На это первым обратил внимание Bloomberg

    Более 63% флота мировых судоходных компаний из списка SonicShares обрабатывают контейнеры, остальные 35% флота — это сухогрузы и танкеры. Учитывая опору экономик разных стран на мировую торговлю, своевременное производство и управление запасами, зависимость от морских перевозок сохранится, что, в свою очередь, подтверждает потенциальные прибыли по акциям судоходных компаний, полагают в SonicShares. 

    «Во многом то, что происходит сейчас, очень похоже на пандемию в том смысле, что она создает острый дисбаланс в спросе и предложении на исходные материалы, товары и некоторые готовые товары, а также на возможности доставки в целом», — заявил основатель SonicShares Пол Сомма (цитата по Bloomberg). 

    В феврале ETF вырос на 14,7%, отмечает агентство. После снижения в декабре 2021 года и январе 2022 года ставок морского фрахта по долгосрочным контрактам стоимость контейнерных перевозок снова растет: в феврале текущего года она поднялась на 3,9%, сообщали ранее в Xeneta. Изменения, отраженные в индексе XSI (Xeneta Shipping Index) на основе собранных данных о долгосрочных контрактах, показывают, что из последних 17 месяцев ставки увеличивались в течение 15, и сейчас рост составляет 87,9% по сравнению с предыдущим годом. В то же время на фоне геополитических событий ставки фрахта из Гамбурга в Санкт-Петербург снизились на 20%, отмечают в обзоре рынка аналитики Xeneta. 
    Глобальные судоходные компании в списке SonicShares занимаются перевозками потребительских и промышленных товаров, транспортных средств, насыпных грузов, сырой нефти и СПГ. По состоянию на январь 2022 года, в первую десятку входили OOCL (Orient Overseas), ZIM, Mitsui O.S.K. Lines, A.P. Moller - Maersk, Hapag-Lloyd, COSCO, «K» Line (Kawasaki Kisen Kaisha), SITC, Matson и Atlas.
    Сбой в цепочках поставок, возникший на фоне пандемии коронавируса, усугубился на фоне блокировки Суэцкого канала, дефицита контейнеров, постоянно меняющихся ограничений, задержек рейсов и перегруженных терминалов, считает аналитик «Финам» Наталия Пырьева. С другой стороны, бурное восстановление потребительской активности поспособствовало росту спроса на услуги транспортных компаний, что привело к росту фрахтовых ставок. 
    «На конец 2021 года было понятно, что сложности будут сохраняться в течение 2022 года, однако, масштабные санкции в адрес России добавят дополнительных трудностей для мирового судоходства. Мы полагаем, что спрос будет перераспределяться между наиболее надежными компаниями, что будет способствовать увеличению грузооборота отдельных игроков и дальнейшему росту ставок фрахта. Тем не менее в российских и зарубежных портах сейчас растет скопление контейнеров, повышаются издержки, возникает новый виток дефицита судов и задержек, что осложнит ситуацию на мировом рынке», — говорит эксперт.
    По оценкам «Финам», возможный позитивный эффект сложившейся ситуации на акции крупных зарубежных судоходных компаний не будет отражаться на котировках российских эмитентов, относящихся к данной отрасли.  

    В феврале ETF вырос на 14,7%, отмечает агентство. После снижения в декабре 2021 года и январе 2022 года ставок морского фрахта по долгосрочным контрактам стоимость контейнерных перевозок снова растет: в феврале текущего года она поднялась на 3,9%, сообщали ранее в Xeneta. Изменения, отраженные в индексе XSI (Xeneta Shipping Index) на основе собранных данных о долгосрочных контрактах, показывают, что из последних 17 месяцев ставки увеличивались в течение 15, и сейчас рост составляет 87,9% по сравнению с предыдущим годом. В то же время на фоне геополитических событий ставки фрахта из Гамбурга в Санкт-Петербург снизились на 20%, отмечают в обзоре рынка аналитики Xeneta. 

    Глобальные судоходные компании в списке SonicShares занимаются перевозками потребительских и промышленных товаров, транспортных средств, насыпных грузов, сырой нефти и СПГ. По состоянию на январь 2022 года, в первую десятку входили OOCL (Orient Overseas), ZIM, Mitsui O.S.K. Lines, A.P. Moller - Maersk, Hapag-Lloyd, COSCO, «K» Line (Kawasaki Kisen Kaisha), SITC, Matson и Atlas.

    Сбой в цепочках поставок, возникший на фоне пандемии коронавируса, усугубился на фоне блокировки Суэцкого канала, дефицита контейнеров, постоянно меняющихся ограничений, задержек рейсов и перегруженных терминалов, считает аналитик «Финам» Наталия Пырьева. С другой стороны, бурное восстановление потребительской активности способствовало росту спроса на услуги транспортных компаний, что привело к росту фрахтовых ставок. 

    «На конец 2021 года было понятно, что сложности будут сохраняться в течение 2022 года, однако, масштабные санкции в адрес России добавят дополнительных трудностей для мирового судоходства. Мы полагаем, что спрос будет перераспределяться между наиболее надежными компаниями, что будет способствовать увеличению грузооборота отдельных игроков и дальнейшему росту ставок фрахта. Тем не менее в российских и зарубежных портах сейчас растет скопление контейнеров, повышаются издержки, возникает новый виток дефицита судов и задержек, что осложнит ситуацию на мировом рынке», — говорит эксперт.

    По оценкам «Финам», возможный позитивный эффект сложившейся ситуации на акции крупных зарубежных судоходных компаний не будет отражаться на котировках российских эмитентов, относящихся к данной отрасли.  

    Директор по стратегии и развитию транспортной группы FESCO Максим Шишков отмечает, что в компании сохраняют прогноз на 2022 год и ожидают постепенного снижения тарифов на фоне замедления темпов роста торговли. При этом он не исключает кратковременного повышения ставок из-за вспышек COVID-19 и принимаемых мер по сдерживанию вируса. 

    Под санкции попала крупнейшая судоходная компания России – «Совкомфлот». Компания ограничена в  доступе к международным финансовым инструментам, однако на флот не распространяются меры, которые помешали бы транспортировке углеводородов. Тем не менее, отмечает Наталия Пырьева, компания сталкивается с проблемами при заключении тайм-чартерных соглашений, поскольку международные порты, страховые компании и другие зарубежные партнеры уходят из российского бизнеса. Как следствие, подчеркивает она, акции «Совкомфлота» торгуются на исторических минимумах. 
    В краткосрочной перспективе эксперт не видит очевидных драйверов роста для акций компании, несмотря на перспективную стратегию развития. Новым испытанием будет поиск иностранных, вероятно, азиатских, партнеров, с которыми будут налаживаться бизнес-отношения, полагает Наталия Пырьева.
    Идея организации контейнерной линии (https://portnews.ru/news/298840/) между Европой и Восточной Азией через Северный морской путь (СМП) есть у госкорпорации «Росатом» в лице «Русатом Карго».Пилотный запуск проекта был намечен на 2024 год (объем грузоперевозок в первый год — около 8-10 млн тонн). 
    «Учитывая сложность рыночной конъюнктуры, мы не ожидаем появления новых отечественных игроков на российском рынке, но ожидаем увеличения доли азиатских партнеров. В том числе китайский гигант COSCO может потенциально стать новым партнером для России. Однако процесс налаживания взаимоотношений будет не слишком быстрым и простым, поскольку основная часть маршрутов все же пролегает через транзитные порты в Европе, где местные власти сильно затрудняют процесс доставки. Так что, вероятно, в перспективе потребуется перестройка маршрутов», — прогнозирует специалист. 

    Под санкции попала крупнейшая судоходная компания России – «Совкомфлот». Компания ограничена в  доступе к международным финансовым инструментам, однако на флот не распространяются меры, которые помешали бы транспортировке углеводородов. Тем не менее, отмечает Наталия Пырьева, компания сталкивается с проблемами при заключении тайм-чартерных соглашений, поскольку международные порты, страховые компании и другие зарубежные партнеры уходят из российского бизнеса. Как следствие, подчеркивает она, акции «Совкомфлота» торгуются на исторических минимумах. 

    В краткосрочной перспективе эксперт не видит очевидных драйверов роста для акций компании, несмотря на перспективную стратегию развития. Новым испытанием будет поиск иностранных, вероятно, азиатских, партнеров, с которыми будут налаживаться бизнес-отношения, полагает Наталия Пырьева.

    Идея организации контейнерной линии между Европой и Восточной Азией через Северный морской путь есть у госкорпорации «Росатом» в лице «Русатом Карго». Пилотный запуск проекта был намечен на 2024 год (объем грузоперевозок в первый год — около 8-10 млн тонн). 

    «Учитывая сложность рыночной конъюнктуры, мы не ожидаем появления новых отечественных игроков на российском рынке, но ожидаем увеличения доли азиатских партнеров. В том числе китайский гигант COSCO может потенциально стать новым партнером для России. Однако процесс налаживания взаимоотношений будет не слишком быстрым и простым, поскольку основная часть маршрутов все же пролегает через транзитные порты в Европе, где местные власти сильно затрудняют процесс доставки. Так что, вероятно, в перспективе потребуется перестройка маршрутов», — прогнозирует специалист. 

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен