Пока в России развиваются проекты по сжижению природного газа, в мире приступают к созданию инфраструктуры для производства, хранения и транспортировки водорода. Впрочем, газовая эра продлится еще достаточно долго, полагают эксперты. Более того, ведущие экспортеры газа сами могут начать импорт российского СПГ.
В то время как Россия ускоренными темпами развивает инфраструктуру по добыче и сжижению природного газа (СПГ), строит мощные ледоколы и флот арктического класса, ведущие поставщики СПГ в мире начинаются задумываться о замене газа производством водорода. Это связано с глобальным курсом на «безуглеродное будущее» (о том, является ли «безуглеродная» энергетика мифом, читайте в специальном материале в последнем номере журнала «ПортНьюс»), в которое СПГ уже слабо вписывается.
В настоящее время крупнейшим экспортером СПГ в мире является Австралия, обогнавшая Катар. Тем не менее, как рассказал в ходе X Юбилейного петербургского международного газового форума сообщил исполнительный секретарь Australia Russia Dialogue Алексей Гончаров, новые проекты по наращиванию мощностей сжижения газа в этой стране под большим вопросом и все по той же причине – СПГ рассматривается лишь как энергоноситель переходного периода. В долгосрочной перспективе Австралия вообще намерена заменить производство СПГ производством водорода.
«Амбициозная цель, естественно, состоит в том, чтобы заменить (СПГ водородом – Ред.)... но это дальняя цель... Большинство крупных компаний... понимают, что нужно сосредоточиться на переходном этапе, который будет длительным и будет существенно зависеть от СПГ. Но я хочу подчеркнуть, что долговременные перспективы по существенному увеличению мощностей СПГ сейчас находятся под большим вопросом», - сказал представитель неправительственной организации.
Впрочем, говоря о более близких перспективах он отметил, что Австралия даже может начать импортировать СПГ из России. Это связано с тем, что СПГ на восточном побережье этой страны производится из угольных пластов, при этом законтрактованные объемы, по оценкам аналитиков, превышают реальные возможности производства, что может привести к дефициту СПГ внутри самой Австралии. С целью импорта российского СПГ на восточном побережье может появиться морской терминал, возможность его строительства сейчас рассматривается.
Если говорить о производствах СПГ, ориентированных скорее на внутреннее потребление (включая, возможно, бункеровку судов), то большинство перспективных малотоннажных проектов по сжижению природного газа планируется реализовать на Дальнем Востоке, сообщил в ходе Форума эксперт Национальной ассоциации СПГ Александр Климентьев. По его словам, порядка 70% таких проектов заявлены к реализации в Якутии, Приморском крае, Сахалине, Хабаровском крае. «Высокие цены на уголь, на нефтепродукты, конечно, создают очень хороший потенциал для использования СПГ», - пояснил эксперт.
Россия, между тем, также смотрит в сторону водорода, хотя и находится в самом начале пути. Так, власти Ленинградской области уже присмотрели площадки для возможного размещения соответствующих предприятий и отгрузочных терминалов.
Как сообщил в ходе Форума заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов, «мы закладываем резервы земли для проектов, связанных с водородной энергетикой, производством водорода на юге и на севере области, в частности, в особой экономической зоне, которая создается вокруг «Балтийской химической компании» и компании «Русхимальянс»... в районе порта Усть-Луга».
Впрочем, он отметил, что пока конкретных инвесторов под данные проекты нет.
«Мы также ведем достаточно активные переговоры с потенциальными инвесторами ветропарков для получения зеленой энергии для выработки водорода», - добавил Дмитрий Ялов. При этом он подчеркнул, что основную массу водорода в области предполагается производить из природного газа, получая так называемый «голубой водород».
Как, в свою очередь, рассказал в ходе Форума руководитель группы специальных материалов Института проблем химической физики РАН Юрий Добровольский, две трети в себестоимости экспортного водорода будут составлять издержки на его хранение и транспортировку. При этом, по мнению ученого, говорить о «водородной энергетике» вообще нельзя: сжигание водорода имеет низкий КПД и экономически нецелесообразно, водород, скорее, рассматривается как инструмент для хранения энергии. В транспортном комплексе, включая водный транспорт будут использоваться водородные топливные элементы, в мире примеры судов на таких элементах уже имеются.
«Экспорт водорода будет… Будет ли Россия в нем участвовать, будет ли участвовать другая страна, но он будет… Расчеты немецкого энергетического агентства показывают, что уже к 2030 году водорода в энергетических характеристиках потребуется около 90 TWh, а произвести его они сумеют 14 TWh… Они их могут взять только из внешнего рынка, вот почему немцы первые обращаются к нам за водородом, дальше стоит Япония, Корея, энергодефицитные страны. И нам нужно занимать эту нишу, потому что существует такое мнение, и оно обоснованно, что тот, кто не займет ее в течение трех лет, не займет ее никогда», - сказал ученый. Он пояснил, что две трети в стоимости водорода составляют затраты на его хранение и транспортировку, при этом доля «голубого водорода» будет драматически снижаться, поскольку он будет производиться из возобновляемых источников энергии, которые легко разместить рядом с потребителем. Это дает лишь небольшое временное «окно» для организации экспорта водорода.
Если смотреть на развитие водородной инфраструктуры в мире, то в соответствии с данными, которые привел в ходе Форума директор практики стратегического и операционного консультирования КПМГ Максим Малков, в мире заявлено водородных проектов на общую сумму в $260 млрд, в то время как финальное инвестрешение принято по проектам на общую сумму $40 млрд.