• 27 ноября 2007

    Латвийский транзит


    Правительство Латвии сегодня работает над усовершенствованием национального законодательства, чтобы привести его в соответствие с требованиями международных транзитных перевозок. И без того выгодное транзитное положение Латвии после унификации с европейским законодательством позволит Латвии действовать как ворота между Европой, Россией и Азией. На сегодняшний день лишь небольшая часть грузов, проходящих через порты Эстонии, Латвии и Литвы, предназначена непосредственно для этих стран. Большинство грузов следуют через Прибалтику транзитом преимущественно в Россию. По статистике Министерства транспорта РФ, в 2006 году прибалтийские порты в общей сложности обработали около 140 млн. тонн грузов, из которых почти половина была связана с Россией.

     


    Выгодное положение

    Именно транзитный сектор латвийское правительство расценивает одним из самых значительных и приоритетных в экономике страны. На транзит приходится около 75% грузов, включая всю нефть и нефтепродукты, транспортируемые по железной дороге. По данным, которые были озвучены на международной конференции «Перевозки металлургических грузов» в Москве, в сфере транзитных перевозок работают более 8% жителей Латвии, а значимость транспорта, транзита и услуг складского сектора составляет 9-10% от ВВП.

    Через территорию Латвии проходят стратегически важные транспортные потоки, которые соединяют крупнейшие экономические регионы: США, ЕС, Россия и Дальний Восток. Преимущества исторически выгодного транзитного расположения еще более усилились после вступления Латвии в Евросоюз. Порты страны интегрированы в Европейскую транспортную систему и обслуживают грузы с Дальнего Востока, Азии, СНГ, переправляя их в Западную Европу и другие континенты. Кроме того, крупнейшие латвийские порты - Вентспилс, Рига, Лиепая - работают на законодательной базе свободных экономических зон (СЭЗ). На сегодняшний день в свободных портах и СЭЗ предоставляется 80-100% скидка на налог на недвижимость и подоходный налог с предприятий, а товары и услуги, произведенные в СЭЗ, облагаются нулевой ставкой НДС. По данным, которые были озвучены на конференции, при инвестировании, например, 10 млн. евро в свободный латвийский порт, на низком налогообложении можно сэкономить 112 тыс. евро в год.

    Транзитные пути

    Преимущества Латвии во многом связаны с возможностью долгосрочной экономии на издержках. Согласно Регламенту ЕС ( 2913/92 and 2454/93) и Закону Латвийской Республики о НДС (статья 33), любой импортер может сэкономить деньги за счет сокращения таможенных пошлин при транспортировке грузов через латвийские порты. Благодаря унификации законодательства Латвии и Евросоюза, оформление в портах требует от грузовладельцев минимум формальностей, заявляли на конференции официальные представители Латвии.
    В частности, при транспортировке грузов в ЕС через Латвию, у импортера есть возможность выпустить товар для свободного обращения в Латвии, уплатив только таможенную пошлину. А НДС в любой стране ЕС уплачивает конечный получатель. Он же рассчитывает все налоги для обычных сделок в Евросоюзе, но практически не платит НДС, а лишь указывает его в отчете. При этом импортеру нет необходимости применять процедуру таможенного транзита для перевозки грузов из пункта ввоза к конечному получателю.
    При экспортировании грузов из ЕС в Россию или страны СНГ через Латвию, согласно тому же регламенту ЕС (ст.793) и закону о НДС (ст. 3 и 18) у грузоотправителя есть возможность завершить процедуру таможенного экспорта, начатую в любой стране ЕС, а также купли или продажи товаров в латвийском таможенном складе или свободной зоне без НДС. После этих операций груз вывозится за пределы ЕС с применением таможенного транзита.

    Еще один транзитный путь соединяет балтийские порты и Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Туркменистан): между этими странами курсирует регулярный контейнерный поезд. Объемы перевозимых по этому маршруту грузов ежегодно растут. Если в 2003 году объем перевозок составлял 1115 тыс. TEU, то уже в 2006 году объем перевозок возрос до 10147 тыс. TEU. Сейчас правительство Латвии работает над развитием этого маршрута. Предполагается, что в ближайшей перспективе линия будет продлена и соединена с Китаем.

    По материалам международной конференции «Перевозки металлургических грузов».
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен