• 24 августа 2007

    Николай Асаул: Петербург найдет дополнительные территории для порта

    Новый глава комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) Санкт-Петербурга Николай Асаул вместе с креслом председателя комитета получил от своего предшественника Андрея Карпова региональную стратегию развития транспортно-логистического комплекса. Этот документ 3 июля 2007 года был утвержден городским правительством. О том, как тезисную стратегию воплотить в жизнь, а так же о позиции города в отношении использования современных портовых территорий председатель КТТП Николай Асаул рассказал ИАА «ПортНьюс».

     

    - Николай Анатольевич, Вам предстоит воплощать в жизнь стратегию развития транспортно-логистического комплекса Петербурга, подготовленную прежним руководством КТТП и принятую городским правительством. Готов ли этот документ к практическому применению или требует каких-то дополнений?

     

    - Пока это документ, который говорит о том, что город заинтересован стимулировать развитие своего транспортно-логистического комплекса. То есть это стратегический план, задачи города, первый шаг. А дальше как раз и начинается работа. По каждому направлению стратегии мы должны разработать отдельную программу. Я уверен, что реализация стратегии заключается в ее дальнейшей проработке, наполнению конкретными программами и проектами.

    На данном этапе мы выделяем три направления для работы Комитета. Первое – и основное – развитие инфраструктурной базы, в первую очередь строительство новых транспортных объектов. Мы будем поддерживать частные проекты в этой сфере, в том числе привлекать в городскую транспортную отрасль крупные иностранные инвестиции. При этом мы намерены добиваться притока федеральных инвестиций в инфраструктуру. Второй блок работ - регулирование текущей деятельности отрасли: движение большегрузного транспорта, самолетов, вертолетов, аэростатов, железной дороги, движение по рекам и каналам, совершенствование процедур оформления грузов. Особо подчеркну, что КТТП не занимается организацией дорожного движения и городского транспорта – это функция комитета по транспорту и соответствующих городских Комиссий. Мы занимаемся регулированием грузовых потоков. КТТП отвечает за то, чтобы транспортные потоки в городе были организованы оптимально: чтобы, например, грузовые машины приходили в город, приносили деньги в казну, но городу при этом не вредили. И последнее, третье направление - маркетинг транспортного комплекса в России и за рубежом, взаимодействие с общественными организациями, организационно-методическое обеспечение деятельности Морского и Транспортного Советов при Правительстве Санкт-Петербурга

    - Что, на Ваш взгляд, в большей степени сдерживает развитие порта Санкт-Петербург – отсутствие «Закона о портах», не достаточная развитость транспортной инфраструктуры на подходах к морским перевалочным комплексам ил, нарекания в адрес таможни?

     

    - Все эти факторы необходимо рассматривать в совокупности. Когда мы говорим о проблемах развития порта, необходимо иметь ввиду работу по всем направлениям. Что касается деятельности таможни, то не для кого не секрет, что в порту Санкт-Петербург время нахождения грузов неконкурентоспособно по сравнению с портами стран Балтийского моря. Эта проблема осознается не только бизнесом, но и федеральными, региональными властями и самой таможней. Поэтому необходимо совместно вести работу по повышению скорости прохождения грузов через порт, совершенствовать технологии, в том числе таможенные технологии по оформление грузов и так далее.

    Будущий «Закон о портах» создаст юридическую базу для функционирования порта в целом, а также стивидорных компаний и других участников этого бизнеса. Проект закона, как известно, принят в первом чтении Государственной Думой РФ. Соответствующие замечания и предложения к законопроекту администрация города направила в адрес Государственной Думы.

     

    - В настоящее время существует два проекта «Закона о портах» - депутатский и подготовленный Министерством транспорта. Какой из двух законопроектов, на Ваш взгляд, наиболее полный?

     

    - Мы направили свои замечания и предложения к одному и ко второму проекту. Многие уже отмечали, что «депутатский» закон значительно шире с точки зрения объема документа, количества статей. Подготовленный правительством РФ законопроект проработан глубже, он более выверенный. Но оба документа коррелируются в основной части, т.к. направлены на урегулирование одних и тех же видов деятельности. При этом, в депутатском документе значительное число статей посвящено имущественным отношениям, чего нет в законе правительственном.

    Полагаю, что сегодня нам надо работать с тем проектом закона, который есть. Соответственно, во втором чтении в проект закона будут вноситься поправки, будет готовиться заключение Правительства Российской Федерации. Отрасли нужен закон, по которому можно работать. Конечно любой закон не догма и его всегда можно при необходимости поправить. Отсутствие закона хуже чем, чем закон, принятый с нерешенными вопросами.

     

    - Как Вы видите политику Санкт-Петербурга по сотрудничеству в области логистики с соседними регионами, в частности с Ленинградской областью? Есть ли место сотрудничеству, разделению грузопотоков и сервисов или должна быть жесткая конкуренция?

     

    - Мы конкурируем с другими странами. С Ленинградской областью мы, можно сказать, территориально почти едины. Как мы можем конкурировать?

    - По заказу КТТП проведено исследование возможностей развития и альтернативного использования территории Большого порта Санкт-Петербург. В частности, научным центром «Морское строительство и технологии» был сделан вывод о теоретической возможности и экономической целесообразности использования площадей первого и второго районов порта под жилищное и коммерческое строительство, а не для перевалки грузов. Будет ли город поддерживать идею о частичном сворачивании стивидорной деятельности в порту и переориентации земель под жилую застройку? Что нужно для реализации таких проектов?

    - Санкт-Петербург заинтересован в том, чтобы центр города был максимально привлекателен как для горожан, так и для туристов, чтобы было как можно меньше закрытых территорий. Чем больше будет открытых территорий, где люди будут гулять, наслаждаться архитектурой, историческими памятниками и самое главное - выходить к морю, тем для города лучше. Если мы освободим выход к морю не только на Васильевском острове, но и в устье Невы – это будет прекрасная возможность повысить интерес туристов к Санкт-Петербургу.

     

    Другой вопрос – собственность в порту. Мы не можем заставить собственников просто так свернуть экономически выгодную деятельность. На мой взгляд, такой вектор развития территорий, занимаемых портом, возможен, если к этому есть экономические предпосылки.

     

    В случае принятия собственниками терминалов решения о переносе мощностей из центра города, есть альтернативные территории в районе Ломоносова, например. Там могут быть размещены морские терминалы, развитие которых в Петербурге затруднено.

     

    При том , что идея неплохая, она небыстрая в реализации. Не думаю, что она будет реализована в короткий период времени. Таких проектов переноса отдельных портовых мощностей довольно много (например, проект переноса «Балтийского завода» был заявлен уже несколько лет назад). Пока это всего лишь, безусловно, красивая бизнес-идея, говорить о том, что существует реальный проект, еще рано. Для города такая идея позитивна. Конечно, в глобальном плане она когда-то будет реализована. Через 5 лет или через 50 – сейчас сказать сложно.

     

    В любом случае город обязательно будет выделять дополнительные территории для портовых мощностей. Мы не хотим снижать масштабы грузовой работы.

     

    Надежда Малышева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен