• 10 апреля 2017

    Евпатория доплыла до реконструкции


    Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции Евпаторийского торгового порта стоимостью 525 млн рублей. Как выяснило ИАА «ПортНьюс», эти деньги покроют лишь часть потребностей порта — ремонт пассажирских пирсов и грузового причала, где переваливают песок. Для полноценного развития торговый порт планирует перепрофилироваться в пассажирский, но для этого нужен еще 1 млрд рублей для строительства защитных сооружений: в шторм маломерные суда разбивает об стенки пирса.

    Что порт представляет собой

    В советское и постсоветское время порт был на одном из первых в Крыму по всем показателям, так как из всех портов он самый ближний к Украине. Турция везла в порт грузы R0-Ro — фуры со стройматериалами, фруктами, овощами, товарами народного потребления. Затем их везли на Украину, в Белоруссию и Россию. Суда стояли в очереди на заход в порт по 5–6 часов. Турция хотела строить в Евпатории торговую базу, наращивать паромное сообщение.

    Однако в 2014 году в связи с известными событиями ситуация изменилась. Теперь близость порта к Украине не дает никакого преимущества, и отныне он воспринимается как самый удаленный от материковой части России. Все товары Россия везет в Крым через Керченский порт, так как он ближе всего к ней расположен. Ситуация осложнилась конфликтом с Турцией, которая практически перестала возить через Крым товары. В 2016 году в порт Евпатории зашло лишь одно турецкое судно с товарами для Крыма — 2,5 тыс. тонн сухих строительных смесей. Следует отметить, что это был вообще единственный судозаход в порт за весь год. В 2017 году пока что тоже не было ни одного.

    Перевалка песка


    С 2014 года порт живет, в основном, за счет перевалки песка и перевозки пассажиров. В 27 км от Евпатории, на озере Донузлав, находится удаленный район Евпаторийского порта. На дне озера симферопольская фирма «Южный союз», принадлежащая местному бизнесмену Сергею Клочкову, добывает песок. Два портальных крана, расположенных на северной косе озера, разгружают песок с судна и помещают его на грузовики, которые затем развозят песок по Крыму.

    В 2016 году порт перевалил 356 тыс. тонн песка при возможностях около 1,3 млн тонн. Как сообщили ИИА «ПортНьюс» в Евпаторийском торговом порту, в рамках реконструкции будет удлинен причал, а также подготовлена территория для установки еще одного, третьего крана. Покупка крана программой не предусмотрена. Если на него найдут деньги, мощность грузового причала вырастет до 2 млн тонн в год. Помимо песка, на причале можно переваливать тарно-штучные и инертные грузы.

    Пассажирские перевозки

    Помимо этого, у порта есть три пассажирских судна, два из которых выведены из эксплуатации (судно «Таврика» и катер «Буревестник»), а одно — теплоход «Янина» на 220 пассажиров сейчас ремонтируется и готовится к навигации. В 2016 году силами «Янины» порт перевез 18505 человек. Теплоход осуществляет ежедневные часовые морские прогулки, а также два раза в неделю выполняет рейсы на Севастополь.

    Как сообщили ИИА «ПортНьюс» в порту, реконструкция предполагает ремонт трех пассажирских пирсов, которая «создаст благоприятные условия для увеличения пассажирских перевозок до 50 тыс. пассажиров за сезон». «Создание морского транспортного сообщения между разными частями города позволит разгрузить общественный транспорт и сделать город Евпатория более привлекательным для туристов», — считают в порту.

    Два из трех пирсов сейчас выведены из эксплуатации и находятся в аварийном состоянии — это пирс «Сад Караева» на набережной им. Валентины Терешковой и пирс «Новый пляж» на Симферопольской улице. Единственный рабочий пирс — «Парк Фрунзе» на набережной им. Горького.


    Как следует из сообщения Главгосэкспертизы, пирс «Сад Караева», будет демонтирован полностью, а вместо него построят новый в виде свайной эстакады. Что касается причалов «Парк Фрунзе» и «Новый пляж», то здесь будут заменены сваи, отбойные устройства, покрытие пирса и плиты ростверка.

    «В ходе работ будут также реконструированы причальные части пирсов и заменены все швартовые устройства для обеспечения швартовки пассажирских судов. Также будет установлена современная система наружного освещения. При этом демонтированные металлические конструкции будут переданы на переработку, а железобетонные — на утилизацию», — говорится в сообщении Главгосэкспертизы.

    Помимо развития собственных пассажирских перевозок, порт после реконструкции пирсов хочет привлечь частных судовладельцев, которые проводят морские прогулки для туристов. Они будут платить деньги порту за пользование пирсами, правда, в этом случае перевозчикам придется обзавестись лицензией на перевозки (большинство морских перевозчиков в Крыму работают нелегально). Сейчас они завлекают туристов через интернет, а для посадки на свое судно, стоящее на рейде, используют шлюпки, которые доставляют пассажиров с берега.

    Торговый порт планирует стать пассажирским

    Деньги на реконструкцию выделаются в рамках федеральной программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя. Она завершится в 2020 году. Однако по данным ИИА «ПортНьюс», заложенные в федеральной программе деньги лишь частично покрывают потребности порта. Дело в том, что программа развития самого порта предполагает его перепрофилирование. В связи с трудностями в обслуживании перевозок грузов между странами, а также из-за невозможности переваливать опасные грузы (ввиду нахождения в курортной зоне), торговый порт хочет перепрофилироваться в пассажирско-круизный. А грузовую составляющую — развивать на озере Донузлав, и не только на северной косе, где переваливается песок, но и на южной, где портовая инфраструктура заморожена и не используется.

    Однако для создания полноценного пассажирского порта необходимо строительство защитных гидротехнических сооружений. Сейчас маломерным судам опасно стоять пришвартованными в порту, так как их разбивает в шторм о стенки пирсов. На эти цели, по данным ИИА «ПортНьюс», требуется около 1 млрд руб. — сверх тех денег, что заложены в федеральной программе. Кроме того, капитального ремонта требует здание морского вокзала. Сейчас оно используется пограничниками и таможенниками.

    Финансовые показатели порт не раскрывает. А поскольку он является филиалом ГУПа, посмотреть их в отчетности невозможно (ГУПы не обязаны публиковать отчеты филиалов). По данным ФНС, общая выручка ГУП «Крымские морские порты» в 2015 году выросла с 1 млрд до 2,3 млрд руб., однако убыток, составивший в 2014 году 14 млн руб., вырос в 2015-м до 248 млн руб. Отметим, что, помимо порта Евпатории, в ГУП входят порты Керчи, Ялты и Феодосии.

    Руководит Евпаторийским торговым портом петербуржец Олег Колиев. В последние годы он работал в Петербурге в Северо-Западном территориальном управлении Росграницы, занимался администрированием пунктов пропуска портов (в том числе Большого порта Санкт-Петербург, Мурманска и др.), а в 2014 году переехал в Крым.

    Александр Аликин

    Фоторепортаж >>>>

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен